От ДМС к благополучию: как устроен рынок well-being-услуг в России
Мировой рынок корпоративных well-being-услуг ожидает взрывной рост: в 2018 году аналитики CB Insights оценивали его объем в $48 млрд. По прогнозам Grand View Research, к 2027 году показатель удвоится, перевалив за $97 млрд. Благодаря глобализации и популяризации западной культуры с ее индивидуалистическими ценностями well-being-философия распространяется и в России.
Философия well-being: что это
Концепция well-being наиболее сопоставима с русским термином «благополучие». Она распространяется на все аспекты жизни человека. Условно благополучие можно разделить на три блока: физическое, ментальное и материальное. Философия зародилась в англоязычных протестантских культурах (США, Англия) в 50-e годы прошлого столетия, однако в отечественной бизнес-среде возникла всего около пяти лет назад. Это произошло, когда HR-директора осознали, что представители нового поколения сотрудников (миллениалы и старшие представители поколения Z) обладают иной рабочей мотивацией, нежели их предшественники.
По данным HR-агентства ManpowerGroup, безопасность, возможность не работать в праздники и выходные дни, интересный коллектив и гибкий рабочий график почти так же важны для молодых сотрудников, как уровень зарплаты в компании. Поэтому, чтобы привлечь и удержать эту категорию сотрудников, компании сначала стали оплачивать абонементы в фитнес-клубы, позже организовывать здоровое питание в офисах. В итоге эти меры вылились в формирование системы заботы о физическом здоровье сотрудников. Но на этом все не закончилось: постепенно бизнес подключил ментальный и материальный аспекты, запустив программы поддержки сотрудников (ППС).
Рынок well-being-продуктов в России
По моим оценкам, объем российского рынка корпоративных well-being-услуг составляет около 1 млрд руб. В ближайшие три-семь лет он достигнет 10 млрд руб., а в долгосрочной перспективе — $1 млрд. При этом рынок РФ будет расти быстрее, чем в развитых странах. Для сравнения, в 2019 году объем американского рынка корпоративных well-being-продуктов, согласно данным IBIS World, составил $7 млрд. Аналитики ResearchAndMarkets прогнозируют, что он будет увеличиваться в среднем на 8% в год и к 2024 году достигнет $15,5 млрд
Сейчас на российском рынке наиболее популярны следующие well-being-продукты:
- здоровье тела (физическое). Оценка здоровья онлайн, программы по управлению весом или борьбе с вредными привычками, скидки на членство в спортклубах;
- здоровье духа (ментальное). Помощь штатного психолога или онлайн-программа психологической поддержки от специализированного провайдера;
- материальное здоровье (финансовое). Обучение личному финансовому планированию (мониторинг семейного бюджета), консультации по налогам и налоговому вычету, оптимизация кредитной нагрузки и рефинансирование кредитов и т.п.
Хотя продукты для заботы о физическом здоровье персонала — пионеры рынка well-being и в России, и за рубежом, спрос на программы поддержки сотрудников — наиболее востребованную, простую и массовую инициативу в области ментального и материального благополучия — за два года перешел из латентной стадии в открытую. Сейчас бюджет на ППС составляет 5–10% бюджета на ДМС. Цена за ДМС варьируется от 10 тыс. руб. в год на синего воротничка в регионах до 50–80 тыс. руб. в год на сотрудника крупных российских и зарубежных предприятий в столице. Тем временем стоимость ППС везде держится в пределах 2–4 тыс. руб. на человека в год.
Наиболее активно программы поддержки сотрудников внедряют: