РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

В интернете кто-то неправ: как добиться удаления негатива из сети

Право Инструкции Сидорин Лаб
В сети появились публикации, которые вредят имиджу вашей компании, и вы хотите их удалить? О том, как это сделать, рассказали Никита Прохоров, заместитель генерального директора «Сидорин Лаб», и Людмила Харитонова, управляющий партнер «Зарцын и партнеры»

Что такое клевета

Начнем с терминологии: есть статья 128.1 УК РФ «Клевета» и статья 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации». Границы между ними достаточно размыты. На практике клеветой обычно признают по-настоящему серьезные обвинения, например в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления. Все остальное остается в рамках Гражданского кодекса.

Признать высказывание клеветой или порочащим деловую репутацию может только суд. Если вы нашли публикацию, которая может негативно повлиять на бизнес, и хотите ее удалить, не стоит писать владельцу площадки о том, что сведения ложны. У вас запросят судебное решение, подтверждающее недостоверность информации. Без него никаких мер не примут.

Почему не стоит сразу идти в суд

Доказать свою правоту в суде удается не всегда. Стоит помнить о двух обстоятельствах.

  1. Субъективное мнение нельзя считать ни клеветой, ни информацией, порочащей деловую репутацию. Если человек говорит: эта компания обманывает людей, а суд придет к выводу, что это ложь, то человек нарушил закон. А если он говорит: мне кажется, что эта компания может обманывать людей, то просто высказывает свое мнение. При этом суды зачастую трактуют отзывы в соцсетях или на агрегаторах как субъективные суждения просто в силу того, что соцсети и отзовики считаются площадками для обмена мнениями.
  2. Отзыв может быть негативным, но правдивым. Например, клиент приобрел товар, остался недоволен его качеством, сохранил чек и результаты экспертизы, которая подтвердила, что товар плохой. Суд в этом случае не признает высказывание ни порочащим деловую репутацию, ни клеветой.