Офис или коворкинг: что выбрать
Не просто метры
Любой, кто в России занимался бизнесом, знает, что офис — это не просто помещение. Открытие собственного офиса — это инициация бизнеса. В 1990-х годах, когда офисных помещений было крайне мало, обустроить собственный офис было даже важнее, чем зарегистрировать юрлицо.
Сейчас рынок стал более цивилизованным. Даже небольшим компаниям уже не обязательно ютиться в бывших детских садах, мансардах и гостиничных номерах. Сегодня в Москве 18,14 млн кв. м современных офисных площадей, в том числе 4,3 млн в классе А. Несмотря на это, до сих пор выбрать офис для своего бизнеса оказывается не так просто. Для крупных транснациональных компаний это лишь вопрос грамотного планирования, бюджета и переговоров, для среднего бизнеса — вопрос возможностей, а для малого — источник стресса.
Натянутые отношения
Несколько лет назад мы спрашивали московских арендаторов о том, какие факторы влияют сильнее всего на выбор офиса, и с удивлением обнаружили, что третье место после стоимости и расположения заняла договороспособность собственника.
Взаимоотношения арендатора и собственника далеко не всегда складываются безоблачно. Крупные компании прибегают к услугам консультантов, которые умеют сглаживать углы и примирять позиции. Небольшие организации редко обращаются за профессиональной помощью и чаще оказываются в зависимости от собственника здания. Сам собственник может быть приятным человеком, вот только его активами управляют другие люди со своими собственными интересами.