РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Они уже среди нас: революционные технологии в e-grocery

Ретейл Логистика Статьи КОРУС Консалтинг
Вячеслав Коган, директор по развитию бизнеса направления e-сommerce ГК «Корус Консалтинг», на реальных примерах рассказывает о зарождающихся трендах e-grocery и перспективах их развития в России и за рубежом
Фото: Sydney Rae / Unsplash
Фото: Sydney Rae / Unsplash

E-grocery, или онлайн-продажа продуктов питания и FMCG-товаров, переживает бум как на глобальном, так и на российском рынке. Так, аналитики IGD Retail Analysis оценили объем мирового рынка продаж продуктов через интернет за 2018 год в $148 млрд и прогнозируют рост до $375 млрд к 2023-му. Российские ретейлеры тоже активно идут в онлайн: по данным инвестиционного банка HSBC, доля покупателей в онлайн-магазинах выросла с 7 до 18%, а средний чек виртуальных покупок в три раза больше, чем при визитах в офлайн-супермаркеты.

Во многом такой рост популярности связан с тестированием разных форматов доставки заказов до клиентов, которые хотят получать свои продукты как можно скорее. Многие инновационные ИТ-решения находятся в стадии «пилота» и, может быть, никогда оттуда не выйдут. Но сам факт, что они появились, показывает, какие потребности покупателей такие решения пытаются удовлетворить и куда движутся технологии в этой области. Возможно, что-либо из перечисленного станет трамплином в будущее.

Идентификация покупателей

Известный производитель кассовых терминалов и банкоматов NCR планирует внедрить технологии «оплаты по лицу» в британских магазинах. Уже состоялся тестовый запуск в двух из четырех флагманских сетей Великобритании (Morrisons, Tesco, Asda и Sainsbury’s — в каких именно, не сообщается). Цель эксперимента — не допустить продажу алкоголя и сигарет несовершеннолетним, а также повысить качество сервиса для посетителей, которым не придется ждать в очередях разрешения на покупку.

Пилотные проекты внедрения систем распознавания лица есть и у российской розницы. К примеру, сеть «Магнит» с марта 2019 года тестирует возможность «оплаты по лицу» и планирует применять технологию еще в нескольких магазинах в Краснодаре. Чтобы таким образом оплатить покупки, покупателю необходимо зарегистрироваться в мобильном приложении ретейлера, ввести личные данные и загрузить свою фотографию. После этого он сможет приобретать товары без использования наличных, банковской карты или смартфона — достаточно просто посмотреть в камеру кассового терминала.

Магазины без продавцов

Футуристические магазины Amazon Go оказались существенно прибыльнее (на 50%) обычных магазинов схожего формата. Как посчитали аналитики RBC Capital Markets, средний чек сети составляет $10, а покупательский трафик — примерно 550 человек в день. Вероятно, с этим связано решение Amazon о резком масштабировании сети робомагазинов Amazon Go по всему миру. Уже к 2021 году корпорация намерена открыть порядка 3 тыс. торговых точек, в том числе в аэропортах. RBC Capital Markets прогнозирует, что к 2021-му оборот AmazonGo составит $4,5 млрд, если продолжит агрессивное расширение сети.