РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Ирина Романова

Какие вызовы бросает фармпроизводителям и аптекам 2020 год

Ретейл Аптеки Менеджмент Статьи РБК
Фармпроизводители и аптечные сети спорят друг с другом из-за цен на препараты и квартальных показателей. Тем временем 2020 год бросает им вызовы, с которыми нельзя справиться поодиночке
Фото: Reproductive Health Supplies Coalition / Unsplash
Фото: Reproductive Health Supplies Coalition / Unsplash

Фраза, что потребитель становится более искушенным и требовательным, звучит довольно частно, но вот что это значит для фармацевтической индустрии? Наблюдая за поведением потребителей при выборе безрецептурных лекарственных средств, мы видим, что перед посещением аптеки они все чаще ищут информацию онлайн: читают отзывы, перепроверяют выписку врача, ищут наиболее выгодную цену и удобное расположение аптеки. Согласно результатам нашего глобального исследования «Забота о себе: стань лучшей версией себя», 20% граждан ищут в интернете рекомендации, какое лекарство использовать для снятия симптомов стресса, вместо того чтобы обратиться к фармацевту.

По последним данным McKinsey, посвященному трендам в ретейл-сегменте, потребители все чаще отдают предпочтение торговым точкам с качественным сервисом, в том числе онлайн. Соответственно, в борьбе за лояльность потребителя и долю на рынке сможет победить тот, кто уже сегодня выстроит полноценную экосистему, обеспечит высокий уровень обслуживания и свободный доступ к информации о продуктах.

Текущий год бросает фармпроизводителям и тесно взаимодействующим с ними аптечным сетям немало вызовов. Среди них:

  • растущие требования дистрибьюторов к ретейлу по банковским гарантиям;
  • государственное регулирование, например текущее ценообразование на позиции из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП);
  • изменение системы налогообложения по ЕНВД (единый налог на вмененный доход);
  • растущая конкуренция между ретейл-игроками за конечного потребителя;
  • высокий уровень конкуренции между производителями;
  • развитие онлайн-канала и фокус игроков фармрынка на электронной коммерции при наличии желания инвестировать в мультиканальную стратегию;
  • продолжение консолидации ретейла в целом, с входом в ассоциации или с продажей крупным сетям отдельных аптек.