РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Чем заканчивается агрессивная скупка активов: история краха китайской HNA

Туризм Менеджмент Статьи Bloomberg
Китайский конгломерат HNA можно посчитать одной из первых жертв коронавируса. На самом деле причиной краха стали непомерные амбиции, а история должна стать поучительной для других быстрорастущих предприятий
Фото: Qilai Shen / Bloomberg
Фото: Qilai Shen / Bloomberg

Туристический и финансовый конгломерат HNA Group буквально шел напролом к званию самой заметной непубличной компании Поднебесной. Вместе с тем он стал новым лицом китайского капитализма — его отличало наличие активов на каждом обитаемом континенте. Агрессивность и бесстрашие перед рисками. Сооснователь и председатель совета директоров HNA убежденный буддист Чэнь Фэн заработал репутацию азиатского Уоренна Баффета. Он был сторонником «гармоничного» менеджмента, основанного на принципах конфуцианства, и хвастался тем, что HNA однажды войдет в число 50 крупнейших компаний мира.

Но осуществлению этой мечты помешали проблемы родного региона. В конце февраля власти островной провинции Хайнань, где и располагалась HNA, получили контроль над компанией и начали назначать новых руководителей, при этом взяв на себя обязательства по долгам предприятия. Эти шаги, вероятно, станут первыми в процессе поглощения, а оставшиеся активы HNA, по словам знакомых с ситуацией источников, могут быть распроданы. Последующие события приведут к постыдному краху самой заметной компании Китая (из малоизвестного конгломерата HNA выросла в международную финансовую империю, которой управляли с неприметного острова на юге Китая).

Джеки Чан и коронавирус: как меняется китайская киноиндустрия
Индустрия развлечений Статьи РБК
Кадр из фильма «Затерянные в России»

Причиной краха HNA, конечно, можно считать вспышку нового коронавируса, которая буквально заморозила экономику Китая и особенно ударила по туристической отрасли. Более 80% рейсов из Китая были отменены. По оценке Международной ассоциации воздушного транспорта, отрасль может потерять из-за эпидемии почти $30 млрд.

Впрочем, предпосылки грядущего краха можно было заметить задолго до того, как в конце прошлого года коронавирус начал распространяться в центральной части Китая. С первых дней экспансии HNA Чэнь и другие топ-менеджеры стремились собрать совершенно невообразимую коллекцию активов со всего мира. В числе приобретений можно отметить высоколиквидную недвижимость на Манхэттене, фирму по оказанию услуг в аэропортах, поставщика компьютерной техники и даже хедж-фонд. Все это удалось HNA за счет накопления огромной долговой нагрузки, которая к концу 2017 года составила $86 млрд. Конгломерат тратил на погашение задолженности больше, чем любая компания нефинансового сектора Китая. Самым удивительным стало то, что HNA удалось заполучить активы, среди которых были крупные доли в Deutsche Bank, не раскрывая детали финансового состояния конгломерата и личность его собственников.