Материал раздела Основной

Бизнес на образовании школьников: обзор рынка и тенденций

Образование, в том числе школьное, все больше смещается в цифровую плоскость. Это дает возможности для развития разных предпринимательских идей. Илья Паршин, генеральный директор «Учи.ру», рассказывает о том, как устроен рынок и какие ниши перспективные
Фото: Lars Baron / Getty Images
Фото: Lars Baron / Getty Images

Доля онлайн-технологий в российском образовании стремительно увеличивается. По данным исследования «Интерфакс Академии», темпы роста EdTech-отрасли (от англ. educational technologies — технологии в образовании) составляет от 20 до 25% в год. В 2019 году объем отечественного рынка оценивался в 45–50 млрд руб., а по прогнозам в 2020 году он достигнет 55–60 млрд руб. Все это говорит о большом потенциале развития этой отрасли.

Российское образование держит курс на диджитализацию, в том числе школьное. Этому способствуют как государственные программы, так и активная роль бизнеса. Цифровизация школ заложена в государственную стратегию: с начала 2019 года действует национальный проект «Образование» (продолжение одноименной программы 2016 года), с 2017 года идет работа над проектом «Цифровая школа» (создание единой информационной образовательной среды).

На российском рынке онлайн-образования есть активные игроки. Они создали популярные проекты в сегментах дошкольного, школьного и дополнительного образования, а также для подготовки к поступлению в вузы. На «школьный» сегмент все чаще обращают внимание образовательные проекты и компании, изначально нацеленные на более взрослую аудиторию. Они предлагают обучение азам профильных дисциплин, понимая, что нынешние школьники — их потенциальные сотрудники или клиенты в будущем. Это новый, быстро развивающийся рынок, в котором сформировались свои ниши. Часть уже заполнена, часть — пока нет.

Что уже работает

Электронные дневники и учебники, образовательные платформы и онлайн-репетиторы — все это уже часть нового облика отрасли. Одна из первых ниш, которая появилась на этом рынке, связана с переводом бумажных материалов в «цифру». Позже появились и другие.