РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Дмитрий Плотников

Раздвоение бизнеса: что такое биполярная модель и кому она подходит

Менеджмент Статьи
Дмитрий Плотников, партнер консалтинговой компании Strategy Partners, рассказывает, о новой модели ведения бизнеса — биполярной: кому она показана и почему российские компании лучше всех в мире в ней преуспели

Биполярная модель — новый путь для развития бизнеса, компании только начинают его осваивать. На него встают те, кто понимают: традиционные методы больше не гарантируют успеха.

Построить два ядра

Биполярная модель рождается, когда компания ищет (и находит) новые точки роста, чтобы улучшить основной вид деятельности (core business). В результате помимо него она активно развивает побочное направление, никак не связанное с первым, и его доля становится сравнима с ним.

Пока это большая редкость — как в мире, так и в России. Согласно классической концепции развития бизнеса, 70% инвестиций должны приходиться на run, то есть основной, core business. 20% — идти на change, то есть на поиск новых перспективных продуктов, рынков сбыта, точек роста. Еще 10% — на disrupt, то есть что-то, находящееся за периметром текущего бизнеса и пока никак с ним не связанное.

В реальности классические компании на disrupt вообще ничего не тратят, очень редко кто направляет туда около 0,5%. Инвестиции идут в run и совсем чуть-чуть в change. Самые популярные пропорции 60/40 или 70/30. При этом, например, даже фармацевтические компании (которые не могут не вкладываться в исследования, что необходимо для вывода на рынок новых вакцин, имеющих долгий жизненный цикл) все равно практически не тратятся не disrupt, считая перспективы этого слишком далеким и чрезмерно инновационными для текущего момента.