РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Какие знания необходимы гендиректору современной компании

Менеджмент Статьи Sapiens Consulting
Бизнес вошел в зону «идеального шторма». Какие вызовы при этом брошены директорам компаний и как им соответствовать, рассказывает Святослав Бирюлин, генеральный директор Sapiens Consulting

До 2014 года большинство рынков России росли с короткими, хотя и болезненными перерывами на кризисы. Завтрашний спрос превышал сегодняшний. Лидировали компании, которые быстрее всех расширяли ассортимент и торговые сети, наращивали объемы производства. От генеральных директоров требовали роста, притом быстрее рынка. Однако начиная с 2014 года российский бизнес, прежде всего малый и средний, вошел в зону «идеального шторма», обрушившего на него 33 несчастья, причем с самых неожиданных сторон:

  • Многие рынки достигли насыщения, приблизившись по уровню потребления к развитым странам.
  • Кредиты для бизнеса подорожали и стали почти недоступны.
  • Доходы населения начали падать и падают до сих пор.
  • Федеральная налоговая и таможенная службы, а также Центробанк проделали огромную работу по борьбе с налоговой и таможенной оптимизацией, которая еще каких-то десять лет назад была любимым источником дохода для среднего бизнеса.
  • Доля государства в ВВП, по оценкам РАНХиГС, составила в 2018 году 44 против 32% в 2000-м. Государство с его обязательными тендерами на закупку стало значимым клиентом на множестве рынков, а работать с ним непросто.
  • Интернет-магазины, в том числе зарубежные, начали передел рынка. По данным Data Insight, в 2019 году оборот интернет-торговли в России составил 1,6 трлн руб. (1,3% ВВП), увеличившись на 25% по сравнению с 2018-м.
  • Битва за консолидацию интернет-торговли продолжается: Wildberries, Оzon, «Беру», AliЕxpress наращивают объемы и осваивают новые категории товаров, пытаясь подмять под себя не только мелких интернет-торговцев, но и поставщиков. Если компании нет на крупных интернет-площадках, то ее нет на рынке.
  • Бизнес-страдает от последствий демографической ямы конца 80-х — начала 90-х годов. На рынок труда выходит существенно меньше молодых кадров, которые при этом относятся к другому поколению, с иными ценностными ориентирами. Управлять ими непросто. В итоге, несмотря на экономический спад, рынок труда остается рынком соискателя, а не работодателя.
  • Множеству бизнесов приходится нести затраты на развитие интернет-продаж, которые пока не приносят прибыли. Один совладелец сети косметики и парфюмерии жаловался в кулуарах, что интернет-магазин пожирает бездну ресурсов, принося не более 8% выручки и ноль прибыли, но отказаться от него никак нельзя.

Все это и многое другое резко изменило требования к квалификации и мышлению первых лиц бизнеса.