РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Великий поход за мораль: почему в Китае ополчились на сервисы знакомств

Услуги Статьи РБК
Власти страны сочли работу интернет-сайтов знакомств безнравственной. Это на руку «красным свахам» — самым нетехнологичным игрокам индустрии дейтинга
Фото: Aly Song / Reuters
Фото: Aly Song / Reuters

Господин Чжан не сомневался в том, откуда должна быть родом его будущая жена — непременно из Шанхая, Нинбо или Ханчжоу. Чтобы организовать личную жизнь в соответствии со своими предпочтениями, Чжан обратился в одно из шанхайских брачных агентств, которое обещало подобрать «бриллиантовому холостяку» (так в Китае называют состоятельных холостяков) подходящую пару. Стороны заключили договор об оказании услуг по «заказу на любовную привязанность», которые обошлись перешагнувшему 40-летний рубеж мужчине в 300 тыс. юаней ($43 тыс.). Однако за целый год поисков Чжану не удалось подобрать подходящей партии, и он согласился на расширение географии подбора потенциальных невест, заплатив за это еще 100 тыс. юаней ($14,3 тыс.).

Всекитайский смотр кандидаток, который обошелся клиенту в общей сложности в 7 млн юаней (чуть более $1 млн), также не оправдал надежд Чжана, хотя о его желании жениться брачное агентство рассказывало в газетах, по телевидению и в интернете. Кроме того, по условиям договора «бриллиантовый холостяк» получил личного брачного агента, доступ к расширенной базе данных потенциальных невест, а также услуги психотерапевта. Однако за свои деньги Чжан не смог получить главного — подходящей супруги. Раздосадованный неудачей холостяк решил обратиться в суд, требуя от брачного агентства вернуть гонорар. Вскоре о громком деле рассказала главная газета Китая «Жэньминь жибао», правда, ввиду чувствительности темы редакция не раскрыла ни полного имени истца, ни названия брачного агентства. После расследования суд встал на сторону Чжана, выяснив, что за 7 млн юаней агентство смогло устроить личные интервью только с восемью кандидатками — это явно не окупало солидного гонорара. В итоге агентство получило предписание вернуть холостяку 5 млн юаней ($717 тыс.).

Громкая судебная тяжба завершилась в 2015 году, в самый разгар общественной кампании против брачных агентств. Несмотря на то что в Китае профессиональные сваты всегда пользовались большим уважением, после коммерциализации отрасли, которая началась в 1980-х годах, общественное мнение стало с опаской относиться к брачным агентствам, часто неспособным подобрать достойную пару их клиентам.