РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Голова в облаках: сервисы искусственного интеллекта переходят на подписку

ИИ сулит серьезные выгоды почти любому бизнесу, но цены на его разработку велики. Используя облачные сервисы искусственного интеллекта, компании существенно экономят и могут строить свои модели на основе данных о миллионах пользователей
Фото: Chris McGrath / Getty Images
Фото: Chris McGrath / Getty Images

Искусственный интеллект пережил волну хайпа: в середине 2010-х многие компании осознали, что его можно с успехом применять не только в ИТ-проектах, но и в ретейле, логистике, предоставлении разнообразных услуг. ИИ называли «новым электричеством», обещая, что в течение нескольких лет его возьмет на вооружение практически любой бизнес. Чуть позже ажиотаж спал: выяснилось, что решения ИИ чрезвычайно дороги в разработке и большинству не по карману. «Создание любой качественной модели требует огромного количества вычислительных ресурсов, и эти ресурсы нужны на ограниченное время, — отмечает в комментарии РБК директор по маркетингу и операционной деятельности Microsoft в России Дмитрий Марченко. — То есть для того чтобы делать ИИ-решение самостоятельно, нужно построить большую ферму из высокопроизводительных машин. А после того как модель будет готова, компании уже не будут так активно использовать эти машины и им придется от них избавляться. Вот почему экономически оправданно создание таких моделей в облаке».

Массовый переход сервисов искусственного интеллекта на подписочную модель многие тематические ИТ-порталы назвали одним из главных технологических трендов 2020 года. Профессиональные разработчики ИИ предлагают компаниям пользоваться им за относительно скромную ежемесячную плату, и это освобождает клиентов от необходимости погружаться в технические тонкости самим. Взяв на вооружение искусственный разум, банки смогут предсказывать, кому из заявителей отказать в кредите, розничные сети — прогнозировать спрос, а, например, рекламщики — выбирать самые эффективные каналы продвижения продукта. Для всего этого им уже не понадобится штат собственных программистов — можно обойтись всего одним, умеющим работать с внешним сервисом. Уже к 2024 году мировой рынок искусственного интеллекта, предоставляемого по модели программного обеспечения как услуги (SaaS), может достичь $11,5 млрд (в 2018 году его объем составлял всего $2 млрд). Среди лидеров рынка — хорошо знакомые корпорации Amazon Web Services, Google, Microsoft, IBM, Intel и т.п., но есть на нем место и для стартапов, в том числе российских.