РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Голова в облаках: сервисы искусственного интеллекта переходят на подписку

Разработка ПО Инновации Статьи РБК
ИИ сулит серьезные выгоды почти любому бизнесу, но цены на его разработку велики. Используя облачные сервисы искусственного интеллекта, компании существенно экономят и могут строить свои модели на основе данных о миллионах пользователей
Фото:Chris McGrath / Getty Images
Фото: Chris McGrath / Getty Images

Искусственный интеллект пережил волну хайпа: в середине 2010-х многие компании осознали, что его можно с успехом применять не только в ИТ-проектах, но и в ретейле, логистике, предоставлении разнообразных услуг. ИИ называли «новым электричеством», обещая, что в течение нескольких лет его возьмет на вооружение практически любой бизнес. Чуть позже ажиотаж спал: выяснилось, что решения ИИ чрезвычайно дороги в разработке и большинству не по карману. «Создание любой качественной модели требует огромного количества вычислительных ресурсов, и эти ресурсы нужны на ограниченное время, — отмечает в комментарии РБК директор по маркетингу и операционной деятельности Microsoft в России Дмитрий Марченко. — То есть для того чтобы делать ИИ-решение самостоятельно, нужно построить большую ферму из высокопроизводительных машин. А после того как модель будет готова, компании уже не будут так активно использовать эти машины и им придется от них избавляться. Вот почему экономически оправданно создание таких моделей в облаке».

Массовый переход сервисов искусственного интеллекта на подписочную модель многие тематические ИТ-порталы назвали одним из главных технологических трендов 2020 года. Профессиональные разработчики ИИ предлагают компаниям пользоваться им за относительно скромную ежемесячную плату, и это освобождает клиентов от необходимости погружаться в технические тонкости самим. Взяв на вооружение искусственный разум, банки смогут предсказывать, кому из заявителей отказать в кредите, розничные сети — прогнозировать спрос, а, например, рекламщики — выбирать самые эффективные каналы продвижения продукта. Для всего этого им уже не понадобится штат собственных программистов — можно обойтись всего одним, умеющим работать с внешним сервисом. Уже к 2024 году мировой рынок искусственного интеллекта, предоставляемого по модели программного обеспечения как услуги (SaaS), может достичь $11,5 млрд (в 2018 году его объем составлял всего $2 млрд). Среди лидеров рынка — хорошо знакомые корпорации Amazon Web Services, Google, Microsoft, IBM, Intel и т.п., но есть на нем место и для стартапов, в том числе российских.