РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Подвезли проблем: почему агрегаторы и каршеринги не приживаются в США

Услуги Такси и пассажирские перевозки Статьи Bloomberg
Многочисленные транспортные стартапы строили великие планы: заработать и заставить людей отказаться от личных автомобилей. Большинству из них не удалось ни то, ни другое. Bloomberg разбирался в причинах провала каршерингов и агрегаторов в США
Фото: 731 / Bloomberg Businessweek
Фото: 731 / Bloomberg Businessweek

В конце февраля подошла к концу одна из важных глав в истории американского транспорта: закрылось североамериканское подразделение Share Now — самого известного в США каршерингового бизнеса. Сервис просуществовал около 10 лет. Его машины, многие из которых были обклеены броской рекламой Car2Go (одного из брендов Share Now), можно было встретить на улицах 14 американских городов. Клиенты могли найти и разблокировать автомобиль с помощью мобильного приложения и арендовать машину на день или на более короткое время. Предполагалось, что Share Now станет альтернативой персональным автомобилям. Это было довольно смелое предложение, с учетом того что компания принадлежит европейским автопроизводителям Daimler и BMW, продающим машины класса люкс.

Share Now — не единственная компания, которой пришлось нелегко. Множество инвесторов в свое время поставили на то, что эра одержимоcти американцев собственными автомобилями подходит к концу. Но, кажется, ставка не сыграла. С момента выхода на IPO у Lyft и Uber Technologies, создавших альтернативу традиционным таксомоторным компаниям в виде так называемых агрегаторов, дела идут не очень хорошо: им пришлось уволить сотни сотрудников, а акции обеих фирм торгуются ниже изначального уровня. Фирмы по аренде скутеров Bird Rides и Lime Micromobility также урезали штат и прекратили деятельность во многих городах США. Каршеринговый стартап Getaround, который инвесторы оценили более чем в $1 млрд, в январе 2020 года заявил о сокращении четверти сотрудников.

Так жить нельзя: почему пустеют города-суперзвезды
Pro
Фото: Jerilee Cornelio / Unsplash

Нет почти никаких доказательств того, что современная индустрия перевозок хоть как-то повлияла на количество автовладельцев или на то, сколько люди проводят за рулем. Консультант транспортной сферы Брюс Шаллер с середины 2000-х изучал восемь американских городов, где были наиболее популярны агрегаторы такси, и в январе 2020 года опубликовал свое исследование. Ни в одном из изученных городов Шаллер не обнаружил значительного сокращения числа автовладельцев. В целом в США, по данным федеральной статистики, количество миль, которые один человек проводит в дороге (это ключевой показатель, когда речь заходит о выбросах в атмосферу), за последние 10 лет выросло на 8%. Показатель снизился за указанный период только в семи штатах, причем ни один из этих регионов не отличается большой популярностью там транспортных стартапов. Больше всего количество миль, проведенных в дороге, сократилось в Оклахоме.

В надежде заработать, а заодно и помочь людям отказаться от автомобилей, инвесторы на скорую руку изучили планировку городов и вложили миллиарды долларов в различные инновации в сфере транспорта. Они нашли общий язык с властями, представители которых надеялись, что при снижении количества автовладельцев удастся улучшить качество воздуха. На самом деле серьезным ответом на климатические изменения может стать лишь реформа транспортной системы (по данным Агентства по охране окружающей среды США, именно на транспортную отрасль в 2017 году пришлось 29% выбросов углеводорода).

Вероятный успех агрегаторов такси, повальная мода на прокат скутеров и видимая неотвратимость эры беспилотных автомобилей заставили людей поверить в красивую утопию — именно таким виделось будущее транспортной отрасли США. Сооснователь Lyft Джон Циммер в 2016 году говорил, что в крупных американских городах эра собственных автомобилей закончится уже в 2025 году. Генеральный директор Bird Rides Трэвис Вандерцанден в 2018 году заявлял, что его компания станет частью величайшей революции в транспортной сфере с момента расцвета авиаотрасли.