РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Ольга Протченко

Руководство по антимонопольному комплаенсу

Право Менеджмент Аудит Статьи Пепеляев Групп
С 12 марта 2020 года в России появится регулирование антимонопольного комплаенса — системы, которая обеспечивает соответствие деятельности компании антимонопольному законодательству. Зачем и как настраивать эту систему?
Фото:Gianni Crestani / Pixabay
Фото: Gianni Crestani / Pixabay

С 1 марта 2019 года антимонопольный комплаенс обязателен для федеральных и региональных органов власти. Для компаний он пока остается добровольным. Тем не менее комплаенс-системы уже сейчас действуют во многих крупных компаниях, например таких, как ЛУКОЙЛ, МТС, «М.Видео», «Уралкалий», «Балтика», «Еврохим».

Зачем нужен антимонопольный комплаенс

Комплаенс снижает вероятность антимонопольных нарушений и их масштаб, а значит, экономит средства компании, например на юристов и оплату штрафов.

Компания, которая применяет антимонопольный комплаенс, может рассчитывать на освобождение от административной ответственности или ее смягчение, в случае если допустит нарушение. ФАС может освободить компанию от ответственности, если та приняла все зависящие от нее меры для предотвращения нарушения. Если же меры признают недостаточными, антимонопольная служба может учесть комплаенс-систему как обстоятельство, смягчающее ответственность. Успешных прецедентов пока немного, но законодательная база для этого имеется.