Официально в России 3,8 тыс. ломбардов, но по факту — в три-четыре раза больше. Пока услугами ломбардов пользуется лишь десятая часть населения, но этот сектор финансового рынка показывает перспективы роста
Многие из тех 3,8 тыс. ломбардов, которые официально зарегистрированы в реестре Центробанка, на самом деле имеют по несколько точек, и компании планируют увеличивать их количество. Например, один из известных участников рынка не так давно начал экспансию, рассчитывая довести количество своих отделений до 200 штук в течение трех лет. Такие планы по расширению говорят о том, что осуществлять их, скорее всего, будут с помощью франшизы.
Так что общее число ломбардных точек в России сейчас оценивается примерно в 7,2 тыс., а если к ним добавить организации, оказывающие квазиломбардные услуги — то уже в 9–10 тыс. Квази — это когда все то же самое, что в ломбарде, но называется «комиссионный магазин». Появление такого формата ломбардов связано с тем, что в последнее время ЦБ усилил регуляторную нагрузку на ломбарды: ввел дополнительную отчетность, обязал решать споры с помощью финансового омбудсмена. Поэтому некоторые бизнесмены предпочитают переквалифицировать свои ломбарды в комиссионки. Так что в реальности количество ломбардов растет, хоть на бумаге это и не так заметно.
Почему аутсайдеры полезны