РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Елена Березкина

Как добиться от сотрудников креативности в решении поставленных задач

HR Статьи Kontakt InterSearch Russia
Есть миф о существовании некой «творческой личности», которая присуща одним и не присуща другим. Никаких научных подтверждений ему нет. В каждом человеке можно развить креативность. Расскажу, как это делают руководители компаний из разных отраслей
  • Согласно данным Всемирного экономического форума, креативность — третий по важности навык для сотрудников после комплексного решения проблем и критического мышления.
  • Исследования LinkedIn показали, что компании нуждаются в сотрудниках с творческим подходом.
  • Опрос компании Nesta Everyday Innovation доказал, что креативность — неотъемлемая часть работы не только руководителей, но и линейного персонала.

Cотрудникам и руководителям придется стать более креативными, чтобы извлечь выгоду из лавины новых продуктов и технологий. Творческий подход позволит им находить способы решения самых сложных задач, одновременно сокращая расходы и автоматизируя повторяющиеся действия. В конце концов, каждая компания хочет быть в авангарде своей отрасли и на передовой в инновациях. А для этого нужны очень креативные сотрудники.

В этом вопросе нет исключений с точки зрения индустрии: и ИТ, и розница, и тяжелая промышленность, и логистика в равной степени нуждаются в сотрудниках с нестандартным мышлением. С ростом потребности в работе с большими данными, выводе новых продуктов, оптимизации бизнес-процессов как никогда важно, чтобы руководство и сотрудники (особенно инженеры) практически из всех отраслей были обеспечены ресурсами для творческих и инновационных решений, учились мыслить нестандартно, визуализировать ряд альтернативных решений и сценариев.

Практика компаний

Креативность — это навык, который можно развивать, и процесс, которым можно управлять. При этом творчество начинается с основ знаний, изучения дисциплины и овладения приемами креативного мышления.

Вы можете не только определить людей, которые творчески выполнят свою работу, но и научить остальных быть более креативными. Если вы не верите, пригласите на обед наименее креативного человека в офисе — человека, у которого, кажется, совсем нет гибкого мышления. Скорее всего, расспросив его об увлечениях, вы найдете какую-то тайную страсть, в которую он вкладывает свою творческую энергию. Просто он не применяет эту энергию в своей повседневной работе.

Я узнала у самых инновационных лидеров в ключевых отраслях, от производства до телекома, как они развивают креативность в сотрудниках.

ИТ

ИТ-директор крупной производственной компании проводит обучающие тренинги для сотрудников. Рассказывает им, что такое креативность и зачем она нужна (чтобы быть более открытым к изменениям). В решении сложных задач он использует:

— теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), цель которой — поиск алгоритма, позволяющего наиболее быстро найти решение с самым высоким КПД;

— метод мозгового штурма — суть его заключается в получении максимального количества предложений в ходе обсуждения в оперативном режиме;

— метод обратного мозгового штурма — когда участники обсуждения устали, то вместо отличных идей для достижения цели или улучшения процесса их просят предложить, как подорвать процесс или сделать достижение цели невозможным;

— техники задавания вопросов — фантастическое средство решения задач, особенно для стратегической сессии. Например, руководитель говорит: опишите мне все в деталях (открытый вопрос), вы довольны нашим сервисом (закрытый вопрос), он работает очень эффективно, не так ли (наводящий вопрос), разве эта идея не великолепна (риторический вопрос)? Эффективность этой техники заключается в том, что при комбинации различных типов вопросов можно собрать нужную информацию и прийти к правильному выводу.

Машиностроение