РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

12 советов: как не загубить все инновации в крупной компании

Менеджмент Инновации Инструкции РБК
Лодка инноваций часто разбивается о корпоративные реалии крупных компаний, оставляя лишь щепки и пару красивых пресс-релизов. Как не превратить внедрение инноваций в имитацию бурной деятельности, делится Дмитрий Масленников, основатель Disruptive Partners
Фото:Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

1. Заранее определите, зачем вы все это делаете.

Нельзя прийти туда, не зная куда. Карт-бланш или полная свобода действий для развития инноваций, отсутствие фокуса или сформулированного запроса на них не приводит ни к чему хорошему. Создайте конкретный запрос (какую бизнес-задачу вы хотите решить с помощью технологии) и определите цели (для чего конкретно вы это делаете) внедрения инноваций. Найдите проблемы и перспективные способы их решения. И только после этого дергайте рычаг инноваций.

2. Не отделяйте инновационную лабораторию от основного бизнеса.

Профессор Гарварда Сунил Гупта в своей книге Driving digital strategy приводит интересную аналогию — инновационные лаборатории или отдельные инициативы, вынесенные за рамки компании, выглядят как небольшие скоростные лодки, кружащие вокруг лайнера в попытке изменить направление его движения. На российском рынке было несколько примеров, когда компании запускали инновационные подразделения, а потом они превращались из островков свободы фактически в подрядчиков на аутсорсе. Когда такое происходит, талантливые ребята вместо того, чтобы делать инновационный продукт, начинают решать операционные задачи заказчика условно-технологическими методами. При этом реального технологического преимущества заказчик не получает.

Инновационная лаборатория должна быть интегрирована в операционный бизнес, чтобы оставаться погруженной в него и решать актуальные задачи.

3. Наймите человека, ответственного за инновации.

Не путайте директора инновационной лаборатории с техническим директором (CTO), директорами по информационным технологиям (CIO), данным (CDO), цифровой трансформации (CDTO). Лучше вообще по минимуму вовлекайте в работу с инновациями директоров, ответственных за устойчивость вашей компании и сохранение статус кво на рынке.

Работать с инновациями должен отдельно нанятый для этого человек. Любые попытки совместить роли тех, кто отвечает за стабильность, и тех, кто отвечает за изменения, быстро приводят к конфликту интересов, раздвоению личности руководителя и результатам только в одном из направлений.