РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как развивается и чего ждет российский рынок интим-товаров

Ретейл Товары для спорта и отдыха Интернет-торговля Исследования РБК
Россияне тратят около 1 млрд руб. в год на товары для взрослых. Компания Analytics Research Group исследовала состояние рынка и проблемы продавцов и спрогнозировала, как на продажи повлияет режим самоизоляции
Фото: Carl Court / Getty Images
Фото: Carl Court / Getty Images

Радужные перспективы?

По данным крупной оптовой компании «Поставщик счастья», ежегодный прирост продаж у секс-шопов составляет от 20 до 50%. Это довольно много, учитывая, что речь идет о товарах вторичного спроса. Ни один рынок потребительских товаров сегодня не имеет такой динамики. По данным компании, сейчас на рынке 4,7 тыс. секс-шопов онлайн и офлайн и между ними идет острая конкурентная борьба.

Рост спроса на товары для взрослых компании объясняют повышенным уровнем стресса в обществе, эмоциональными и психологическими последствиями экономического кризиса. Также на это влияет популяризация сексуальности в медийном пространстве. Современная молодежь не стесняется экспериментировать, хочет изучать и понимать себя и находится в поисках лучших способов удовлетворить свои сексуальные потребности.

Магазины меняют свое позиционирование: перестают работать на узкую целевую аудиторию и позиционируют себя как «магазины для укрепления семьи и интимной гармонии». Параллельно развивается направление секс-тренингов, где обучают правильному использованию игрушек и повышают сексуальную культуру.

Известный секс-блогер Татьяна Никонова считает, что рынок еще не исчерпал потенциал своего роста за счет того, что часть покупателей все еще стесняется этой продукции. Кроме того, ретейлеры пока недостаточно исследовали покупателей: например, сейчас на секс-товары есть спрос со стороны тех женщин, которым интересно собственное удовольствие, но их отталкивает традиционная подача товаров для взрослых.

Как на рынок повлияют эпидемия и карантин

С одной стороны, судя по настроениям потребителя и ретейлеров, рынок вполне намерен не только пережить сложности текущего периода, а еще и нарастить обороты за счет удачной комбинации онлайн- и офлайн-сегмента, а также покупок через мобильные приложения.

Продавцы говорят о росте спроса. Однако сложно сказать, сколько он продержится: с одной стороны, стремление разнообразить досуг будет его поддерживать, но с другой, у соблюдающих вынужденные «каникулы» россиян со временем будет снижаться платежеспособность — многие работодатели не сохраняют зарплаты сотрудникам в полном объеме.

При этом у продавцов назревают другие очевидные проблемы: спад потока клиентов в офлайн-точках, рост цен (из-за падения рубля и повышенного спроса), проблемы в поставках товаров из Китая — ключевого производителя в этом сегменте. Если импортные поставки не восстановят, в России может начаться дефицит секс-игрушек и прочих интим-товаров.

Рынок испытывал проблемы и до пандемии. Во-первых, это избыточное предложение. Особенно эта проблема характерна для Москвы: магазинов огромное количество и все продают однотипный товар.