Материал раздела Основной
Сергей Ашин
Первопроходцем рынка доставки продуктов с рецептами принято считать шведскую компанию Linas Matkasse. Она первой в Европе начала формировать недельные меню и доставлять клиентам тщательно подобранные продукты в нужном количестве под конкретные рецепты по подписке. Однако в Японии подобный сервис появился еще в 1950-х годах. В разрушенной войной стране женщинам, которые традиционно занимались домашним хозяйством, пришлось выполнять тяжелую мужскую работу. Возник запрос на упрощение быта: так появились первые сервисы, производящие продукты под конкретные рецепты.
Настоящий бум в сегменте Meal Kit начался в 2010–2012 годах. В это время в США и Европе возникло множество стартапов, поддерживаемых венчурным капиталом. Компании быстро росли. Этому способствовали новизна продукта, огромный объем рынка еды и щедрые маркетинговые бюджеты. Крупнейшим сервисом в США долгое время оставался Blue Apron. За все время работы ему удалось привлечь $199,4 млн инвестиций. Эта компания первой вышла на IPO с оценкой около $2 млрд.
На другой стороне Атлантики в то время активно развивался еще один крупный игрок рынка — Hello Fresh. За время своей работы он привлек $367,5 млн. Основанный в Берлине проект быстро перешел под крыло агрессивного акселератора Roсket Internet и получил инвестиции в размере около $100 млн в несколько раундов. На эти средства компания развернула деятельность в Германии, Англии, странах Бенилюкса, Австралии и вышла на рынок США.
В то же время огромное количество других аналогичных сервисов в Европе и Америке развивалось, привлекая десятки миллионов инвестиционных долларов от венчурных инвесторов. Им было за что бороться: в 2012 году компании сегмента Meal Kit сделали суммарную выручку, не превышающую $1,5 млрд. А в 2018 году, по оценкам компании Hello Fresh, этот рынок уже вырос до $3,5 млрд. К 2025 году он может достичь $9 млрд. Такой прогноз делают аналитики исследовательской компании Hexa Research.
В 2012–2015 годах на рынке доставки продуктов с рецептами шла яростная борьба маркетинговых бюджетов. Так, годовой маркетинговый бюджет Blue Apron в 2014 году достигал $125 млн. Компании быстро росли: более 90% территории США было покрыто доставкой. Но тут выяснилось, что игрокам рынка сложно удержать клиентов.