РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Кризис придал ускорение: две модели для масштабирования EdTech-проектов

Образование Статьи
Рынок EdTech молодой и довольно сложный. Несмотря на это, находятся желающие запускать и масштабировать проекты. Дмитрий Крутов, основатель и гендиректор онлайн-университета Skillbox, рассказывает, какие модели работают

Спрос на онлайн-образование в России непрерывно рос в последние несколько лет, и актуальные события, связанные с карантином и переходом на дистанционные формы обучения, только придают этой тенденции очевидное ускорение. Перед многими EdTech-проектами встает вопрос масштабирования. Однако молодой рынок еще не накопил достаточно опыта в этом отношении: и у стартапов, и у инвесторов отсутствует четкое понимание, какие модели применимы к компаниям определенного типа, какие ограничения и возможности с ними связаны.

Почему Edtech-проекты нельзя оценивать с помощью привычных метрик
Образование Инвестиции Инструкции
Фото:Joerg Koch / Getty Images

Существует две стратегии масштабирования:

  1. Продавать много, но по меньшей стоимости.
  2. Продавать меньше, но дороже, т.е. уйти в элитный сегмент.

Каждая из моделей имеет свои особенности. Предлагаю рассмотреть главные плюсы и минусы с точки зрения каждой из трех заинтересованных сторон:

  • основателя и команды стартапа, перед которыми стоит вопрос выбора стратегии для дальнейшего развития;
  • инвестора, который располагает суммой от 10 млн до 100 млн руб. и рассматривает проекты для вложения (EdTech — единственный сектор, где количество венчурных сделок в первом квартале 2020 года выросло по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а последние исследования демонстрируют, что рынок растет);
  • специалиста из отрасли образования, который выбирает платформу для монетизации своих знаний.

Стратегия 1: продавать много, но без инвестиций

С точки зрения основателя стартапа: основной плюс образовательного проекта в массовом сегменте заключается в том, что его можно запустить довольно быстро силами небольшой команды из двух-трех человек со стартовым капиталом 2–3 млн руб.

С точки зрения инвестора: модель «много, но без инвестиций» имеет такие плюсы: