РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Что нужно знать о p2p-платежах и их будущем в России

Финансы Банки Финансы и бухгалтерия Интернет-торговля Цифровизация Статьи CloudPayments
p2p-платежи — переводы между физическими лицами. Но компаниям не стоит игнорировать их существование. Дмитрий Спиридонов, сооснователь и гендиректор CloudPayments, рассказывает, в каких случаях люди прибегают к ним и при чем тут банки и бизнес
Фото:YT Count / Unsplash
Фото: YT Count / Unsplash

Популярность p2p растет

p2p-платежи (от англ. Peer-to-Peer — от человека человеку) — самый простой способ отправки денег от одного физического лица другому. Такие транзакции можно использовать для чего угодно: оплатить аренду, разделить счет в ресторане между друзьями и т.п. Эти платежи позволяют переводить деньги с помощью мобильных банковских приложений между двумя сторонами с использованием их дебетовых, кредитных карт или индивидуальных банковских счетов.

Развитие p2p-платежей происходит из-за повсеместного перехода на безналичный расчет. Поэтому расчетами с карты на карту начали активно пользоваться представители микро- и малого бизнеса. Даже на рынке, где у продавца нет терминала, чтобы принять оплату с помощью банковской карты, у покупателя теперь есть возможность перевести деньги напрямую на карту продавца или владельца бизнеса. В этом случае p2p-переводы используют как псевдоэквайринг.

Но в сфере услуг p2p-платежи играют действительно важную роль и для бизнеса. На них стоит обратить внимание владельцам ресторанов, салонов красоты, барбершопов, сервисов по доставке еды. Эти транзакции можно использовать для сбора чаевых, за счет чего сотрудники: а) получают больше денег; б) станут более лояльными.

Аналитики отмечают, что бизнес в целом продолжает уходить от наличных расчетов. Например, по данным Сбербанка и «Платформы ОФД», в 2019 году доля безналичной оплаты в ресторанах достигла 69%. Поэтому появляются различные сервисы, которые позволяют клиентам оставить чаевые без наличных, например по визитке с личным QR-кодом официанта.

Процесс оплаты можно упростить еще больше, если «зашить» QR-код для чаевых непосредственно в сам счет, чтобы можно было параллельно провести два платежа — c2b (ресторану) и p2p (официанту).

С помощью p2p-переводов принимать чаевые могут не только официанты, но и курьеры, уличные музыканты, стримеры, блогеры и т.п. Так, по статистике сервиса по приему безналичных чаевых CloudTips, 20% заказов курьерских служб на доставку продуктов и бытовой химии сопровождаются безналичными чаевыми. А средний размер чаевых, которые переводят по QR-кодам московским официантам, составляет 500 руб.

Владельцы бизнеса, которые не только платят сотрудникам зарплату, но еще и дают с помощью современных инструментов получать дополнительный заработок в виде чаевых, будут только выигрывать.

p2p-платежи будут набирать обороты и на рынке стриминга и донатов, который с каждым годом демонстрирует только рост. По данным исследования Qiwi, в 2019 году он составил 21,6 млрд руб. В 2018-м российские геймеры собрали 11,6 млрд руб.

Прийти к одному знаменателю

Сейчас на рынке p2p-переводов два главных конкурента — Сбербанк и Система быстрых платежей (СБП).

У банков и раньше была возможность переводить деньги по номеру телефона внутри банка. В какой-то момент Сбербанк начал подключать к своей системе переводов по номеру телефона и другие банки, но по сути это была платформа одного банка.