РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Почему Edtech-проекты нельзя оценивать с помощью привычных метрик

Образование Инвестиции Инструкции
Рынок EdTech совсем молодой. Пока нет внятной статистики по нему, исследований аудитории, историй успехов. Дмитрий Крутов, основатель и гендиректор онлайн-университета Skillbox, объясняет, как в таких условиях инвесторам оценивать потенциал проектов
Фото:Joerg Koch / Getty Images
Фото: Joerg Koch / Getty Images

Edtech в России — молодая отрасль, зарождающийся рынок. На сегодняшний день нет даже внятных данных по его объему. Почему?

Дело в том, что отрасль еще не успела накопить достаточно опыта, исторических данных и кейсов. Многие компании в сфере цифрового образования почти не занимаются PR и популяризацией EdTech. В том числе по этой причине до сих пор не существует четких границ между ним и образованием вообще.

Поэтому ответить на вопрос, как оценивать объем рынка в целом и каждый стартап в отдельности, если нет открытых и прозрачных финансовых показателей, пока затруднительно. Это не означает, что, рассматривая тот или иной проект, не нужно запрашивать у команды цифры, отчеты о развитии. Просто этого будет недостаточно, чтобы инвестор смог увидеть полную картину и в должной мере оценить перспективу стартапа.

Рынок FoodTech (и конкретно ниша доставки готовой еды), в отличие от EdTech, более устоявшийся, измеряемый и прозрачный. На нем сформировался спрос, поэтому его легче анализировать. Известно, например, что его объем в 2018 году составил 132 млрд руб. (на 15,5% больше, чем в 2017-м). Эксперты прогнозировали, что по итогам 2019 года он вырастет еще на 25%. В индустрии есть стабильные игроки с более чем десятилетней историей (например, Delivery Club), которые регулярно публикуют финансовые отчеты. Обилие данных позволяет аналитикам делать прогнозы. Так, банк UBS считает, что доставка готовой еды будет главным приоритетом для инвесторов, вкладывающих в e-commerce, вплоть до 2024 года.

Интерес к российскому рынку EdTech тоже есть, а вот информации для аналитики, оценки и прогнозов пока мало.

Чтобы понять, какой стартап перспективен, а какой нет, нужно определить, что можно считать активом в образовательном проекте, а также применять метрики, отличные от тех, что работают в других видах бизнеса. Ведь если подойти к оценке Edtech-проектов так, как в финтехе или фудтехе (смотреть на выручку компаний, аудиторию в динамике, исследование сформированного спроса), то инвестор просто не найдет ни одного проекта, достойного внимания.

Так на что же смотреть? Есть три главных точки.

1. Люди (команда) и их история

Любой проект начинается не только с идеи, но и с подбора команды. Он должен быть адекватным. Важно трезво оценивать баланс скиллов каждого. Компетенции людей должны отвечать ключевым задачам проекта в продуктовой части, продажах и сервисе без перевеса в ту или иную сторону.