Подписка на РБК Pro
Мы запустили новый информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно.
«РБК Pro» — это уже не новости.
Новый информационный сервис для вашего бизнеса - первый месяц бесплатно

Миллиард под копирку: как «европейский Amazon» отстроил ретейл-империю

Ретейл Менеджмент Маркетинг Статьи РБК
До мелочей скопировав модель американского онлайн-ретейлера Zappos, «комнатный стартап» Zalando превратился в мощнейший маркетплейс ЕС с оборотом €5,4 млрд. «РБК Pro» рассказывает, какая стратегия помогла «европейскому Amazon» захватить рынок e-commerce

Когда в 2008 году основатели немецкого онлайн-ретейлера Zalando рассказывали о своей идее продавать обувь в интернете, мало кто воспринимал ее как удачную или хотя бы имеющую минимальные шансы на выживание. Проникновение интернета в ряде европейских стран было минимальным, а мысль о том, что люди смогут купить вещь без примерки, казалась безумной. Время для основания компании было не самое удачное: тень экономического кризиса начинала опускаться на Европу. И все же небольшому и не внушавшему поначалу особых надежд стартапу удалось вырасти в крупнейший маркетплейс ЕС, который теперь называют «европейским Amazon» и даже угрозой Google.

Копилка идей: продажа пустоты и другие сильные стратегии японских сетей
Pro

Если в России о компании слышали немногие, то в Европе Zalando удалось стать мощнейшей силой в мире ретейла. Сейчас компания работает в 17 европейских странах, в третьем квартале 2019 года активная база покупателей выросла до 29,5 млн, а посещаемость сайта превысила 1 млрд визитов в месяц. Рыночная капитализация компании стремится к €12 млрд, а оборот по итогам 2018 года составил €5,4 млрд. Но ничего этого могло бы и не быть, если бы основатели Zalando не оступились в самом начале пути.

Квартирник для неудачливых цукербергов

История «европейского Amazon» началась с попыток университетских товарищей Роберта Генца и Дэвида Шнайдера основать латиноамериканский Facebook. Приятелям, окончившим Школу управления им. Отто Бейсхайма, импонировала идея скопировать американский стартап и развивать его на том рынке, куда еще не вышел «оригинал». Так что после окончания учебы они отправились в Южную Америку, чтобы создать там социальную сеть Unibicate. По своему дизайну она напоминала творение Цукерберга, только вместо синего превалировал оранжевый цвет. Впрочем, этот регион вскоре начал покорять и сам Facebook, а молодым стартаперам пришлось искать средства на то, чтобы вернуться домой. Выручил еще один их университетский знакомый Оливер Самвер, который предложил Генцу и Шнайдеру поработать на него. Те согласились, но попросили купить им обратный билет.