РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Какой акселератор нужен стартапу: пять главных типов

Инвестиции Статьи РБК
Какие бывают акселераторы, под какие цели их создают и что ждет стартап после прохождения акселерационной программы, рассказали генеральный директор и партнер Global Venture Alliance Замир Шухов и управляющий партнер компании Даниил Козлов
Фото:Proxyclick Visitor Management System / Unsplash
Фото: Proxyclick Visitor Management System / Unsplash

Сегодня существует множество площадок, которые предлагают стартапам обучение, развитие и помощь в заключении сделок с клиентом. Все они имеют разную специфику и направлены на решение конкретных задач, которые могут быть неочевидными на первый взгляд. Чтобы ожидания стартапа от участия в акселераторе оправдались, необходимо понимать, какие цели ставят перед собой организаторы и что полезного молодые предприниматели могут почерпнуть из той или иной программы.

1. Акселератор как инструмент развития экосистемы

Такие акселераторы чаще всего создаются государственными институтами развития с целью запустить экосистему инноваций в стране, регионе, городе. Их характеризуют образовательная направленность, благодаря чему командам дают необходимые теоретические знания, и фокус на стартапах ранней стадии, для которых этот опыт зачастую становится первым шагом к реализации своих идей. С более зрелыми стартапами такие акселераторы чаще всего работать не умеют или делают это не столь эффективно.

Такие акселераторы отличаются масштабностью и через свою деятельность охватывают сотни, а иногда даже тысячи стартапов. Ярким примером подобного вида программ является Generation S.

Главный плюс таких акселераторов в том, что они становятся главными двигателями, раскачивающими рынок стран со слабой или отсутствующей экосистемой инноваций. Они популяризируют технологическое предпринимательство и дают первый набор инструментов молодым стартаперам.

Главный недостаток заключается в том, что команда организаторов зачастую состоит из чиновников и окологосударственных экспертов, у которых нет предпринимательского опыта и которые не работали с венчурными фондами напрямую. Исходя из этих обстоятельств, они строят свою методологию, полагаясь скорее на теорию, нежели на практику. Правильной стратегией для таких проектов становится привлечение опытных акселерационных подрядчиков, которые привносят необходимую долю профессиональных знаний и инструментов в проект.

Еще один недостаток, иногда встречающийся в некоторых государственных программах, — искусственные KPI, достижение которых может не принести реальной пользы стартапу. Командам следует обращать внимание на то, по каким критериям организаторы заявляют об успешности своих программ, и избегать проектов, созданных для пиара.

2. Акселератор при венчурном фонде

Таких акселераторов довольно много, а в первой половине 2010-х было даже подавляющее большинство. Задача этой программы очень проста — найти стартапы под нужды конкретного фонда. Соответственно, тематика акселератора жестко привязана к отраслям, в которые инвестирует фонд.