РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Борьба за полки: как использовать IoT в ретейле

Ретейл Инновации Статьи Kauri
Интернет вещей перестал быть «игрушкой» для домашних бытовых приборов и теперь используется в b2b-сегменте. Как ретейлерам применять технологии для увеличения собственной прибыли, рассказала Екатерина Черкасова, директор по развитию бизнеса компании Kauri
Фото:Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Концепция «умных» пространств уже распространилась на ретейл. Если раньше российские бизнесмены грустно смотрели на американских гигантов вроде Amazon Go и Walmart, которые наперегонки обставляли свои гипермаркеты smart-гаджетами, то сейчас уже стали появляться первые «умные» магазины отечественного производства.

Американская компания SAS прогнозирует, что в 2021 году 80% ретейлеров будут использовать технологии IoT в борьбе за покупателей. Рассмотрим главные тренды в розничной торговле.

Персонализированный покупательский опыт

Исследование компании Swirl Networks показало, что 70% покупателей считают персонализированную рекламу более убедительной, чем потоковую. Согласно данным McKinsey, детальное изучение покупательской аудитории поможет увеличить продажи на 20–30% за счет создания действенной рекламы. Искусственный интеллект уже помогает разрабатывать персонализированный маркетинг.

Например, для этого используют специальные bluetooth-маячки. Их устанавливают в разных частях магазина, и, когда мимо маячка проходит покупатель, устройство контактирует с его телефоном: собирает информацию о перемещениях в магазине и продуктах, которыми он интересуется. Также система отправляет на телефон информацию о скидках на товары, рядом с которыми находится человек. А после того как система соберет достаточно сведений о предпочтениях конкретного покупателя, под него будут формироваться специальные акции и предложения.

Первым российским магазином, который изучает таким образом поведение покупателей, стал магазин «Республика» на Тверской. В 2014 году в помещении площадью 500 кв. м установили десять маячков с зоной покрытия 50 м. Во сколько обошлось магазину такое решение, не раскрывается, но средняя стоимость маячка составляет 1 тыс. руб. Однако у системы есть свои минусы: она взаимодействует со смартфоном клиента, только если на нем установлено специальное приложение и включен Bluetooth. Поэтому говорить о том, что система «видит» всех покупателей, пока нельзя.

Порядок на полках