РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как основатель-визионер развалил нашумевший фудтех-стартап Zume

HoReCa Услуги Разработка ПО Тара и упаковка Рестораны Курьерские услуги Менеджмент Инвестиции Статьи Bloomberg
Когда-то перспективный стартап Zume, обещавший готовить пиццу прямо во время доставки, провалился, распустив большую часть сотрудников. Bloomberg разбирался, как дерзкий визионер, основавший компанию, стал главной головной болью инвесторов
Фото:  Zume Inc. / Facebook
Фото: Zume Inc. / Facebook

Два года назад грузовик, обклеенный гигантскими изображениями пиццы, направлялся в область залива Сан-Франциско. Машина везла Алекса Гардена, генерального директора Zume Pizza, домой к главе SoftBank Group Масаеси Сону. Как рассказывают очевидцы той встречи, Сон забрался внутрь грузовика, так как хотел посмотреть на печи, которые автоматически готовят пиццу прямо в фургонах.

К моменту, когда Гарден возвращался обратно, он был в шаге от того, чтобы получить $375 млн инвестиций от SoftBank. Эта сумма могла стать вдвое больше при условии быстрого развития стартапа. Но этого так и не произошло, Zume стала одним из серьезнейших разочарований в портфеле SoftBank. С 2020 года компания больше не производит и не доставляет пиццу. В январе Zume сократила 360 рабочих мест, оставила 300 сотрудников и заявила, что сосредоточится на выпуске упаковки и будет помогать другим компаниям оптимизировать процессы доставки. В письме, адресованном работникам, Гарден заметил, что нужно сосредоточиться на усовершенствовании мировой продовольственной системы, а пицца просто послужила вдохновением для более масштабного бизнеса.

Как имидж безумца помогает главе Softbank в конкурентной борьбе
Менеджмент Инвестиции Статьи Bloomberg
Масаёси Сон

Конечно, изменение планов Zume не обошлось принадлежащему SoftBank фонду Vision Fund так дорого, как вера в WeWork (фонд инвестировал в развитие коворкингового бизнеса $4 млрд). И все же эти два стартапа, а также объявивший в феврале о своем закрытии ретейлер Brandless, многое говорят о главной слабости Сона: если владелец бизнеса кажется достаточно дерзким и харизматичным да еще напоминает самого Сона в молодости, то от строгого подхода SoftBank к проверке бизнес-модели компании не остается и следа. «Мы полагаем, что наш большой и разнообразный портфель в будущем принесет свои плоды, — отметил представитель SoftBank в электронном письме. — Фонду всего три года, а у нас уже было восемь IPO, кроме того, удалось вернуть нашим партнерам $10,6 млрд».