Опубликовано 20.02.2020, 08:01
Два года назад грузовик, обклеенный гигантскими изображениями пиццы, направлялся в область залива Сан-Франциско. Машина везла Алекса Гардена, генерального директора Zume Pizza, домой к главе SoftBank Group Масаеси Сону. Как рассказывают очевидцы той встречи, Сон забрался внутрь грузовика, так как хотел посмотреть на печи, которые автоматически готовят пиццу прямо в фургонах.
К моменту, когда Гарден возвращался обратно, он был в шаге от того, чтобы получить $375 млн инвестиций от SoftBank. Эта сумма могла стать вдвое больше при условии быстрого развития стартапа. Но этого так и не произошло, Zume стала одним из серьезнейших разочарований в портфеле SoftBank. С 2020 года компания больше не производит и не доставляет пиццу. В январе Zume сократила 360 рабочих мест, оставила 300 сотрудников и заявила, что сосредоточится на выпуске упаковки и будет помогать другим компаниям оптимизировать процессы доставки. В письме, адресованном работникам, Гарден заметил, что нужно сосредоточиться на усовершенствовании мировой продовольственной системы, а пицца просто послужила вдохновением для более масштабного бизнеса.
Конечно, изменение планов Zume не обошлось принадлежащему SoftBank фонду Vision Fund так дорого, как вера в WeWork (фонд инвестировал в развитие коворкингового бизнеса $4 млрд). И все же эти два стартапа, а также объявивший в феврале о своем закрытии ретейлер Brandless, многое говорят о главной слабости Сона: если владелец бизнеса кажется достаточно дерзким и харизматичным да еще напоминает самого Сона в молодости, то от строгого подхода SoftBank к проверке бизнес-модели компании не остается и следа. «Мы полагаем, что наш большой и разнообразный портфель в будущем принесет свои плоды, — отметил представитель SoftBank в электронном письме. — Фонду всего три года, а у нас уже было восемь IPO, кроме того, удалось вернуть нашим партнерам $10,6 млрд».