Когда-то перспективный стартап Zume, обещавший готовить пиццу прямо во время доставки, провалился, распустив большую часть сотрудников. Bloomberg разбирался, как дерзкий визионер, основавший компанию, стал главной головной болью инвесторов
Два года назад грузовик, обклеенный гигантскими изображениями пиццы, направлялся в область залива Сан-Франциско. Машина везла Алекса Гардена, генерального директора Zume Pizza, домой к главе SoftBank Group Масаеси Сону. Как рассказывают очевидцы той встречи, Сон забрался внутрь грузовика, так как хотел посмотреть на печи, которые автоматически готовят пиццу прямо в фургонах.
К моменту, когда Гарден возвращался обратно, он был в шаге от того, чтобы получить $375 млн инвестиций от SoftBank. Эта сумма могла стать вдвое больше при условии быстрого развития стартапа. Но этого так и не произошло, Zume стала одним из серьезнейших разочарований в портфеле SoftBank. С 2020 года компания больше не производит и не доставляет пиццу. В январе Zume сократила 360 рабочих мест, оставила 300 сотрудников и заявила, что сосредоточится на выпуске упаковки и будет помогать другим компаниям оптимизировать процессы доставки. В письме, адресованном работникам, Гарден заметил, что нужно сосредоточиться на усовершенствовании мировой продовольственной системы, а пицца просто послужила вдохновением для более масштабного бизнеса.
Конечно, изменение планов Zume не обошлось принадлежащему SoftBank фонду Vision Fund так дорого, как вера в WeWork (фонд инвестировал в развитие коворкингового бизнеса $4 млрд). И все же эти два стартапа, а также объявивший в феврале о своем закрытии ретейлер Brandless, многое говорят о главной слабости Сона: если владелец бизнеса кажется достаточно дерзким и харизматичным да еще напоминает самого Сона в молодости, то от строгого подхода SoftBank к проверке бизнес-модели компании не остается и следа. «Мы полагаем, что наш большой и разнообразный портфель в будущем принесет свои плоды, — отметил представитель SoftBank в электронном письме. — Фонду всего три года, а у нас уже было восемь IPO, кроме того, удалось вернуть нашим партнерам $10,6 млрд».