Подписка на РБК Pro
Мы запустили новый информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно.
«РБК Pro» — это уже не новости.
Новый информационный сервис для вашего бизнеса - первый месяц бесплатно

Держи дистанцию: как проверить способность кандидата работать удаленно

HR Менеджмент Инструкции HR-Тренд
Не каждый способен работать удаленно, даже если компания эту возможность предоставляет. Но что делать, если в компании такой формат? Юлия Свитковская, основатель и гендиректор консалтинговой компании HR-trend, рассказывает, как протестировать кандидата

В конце 2018 года, по данным исследования Owl Labs, проведенного в 23 странах мира, около 70% сотрудников компаний самых разных должностей уже имели возможность работать удаленно как минимум один день в месяц, а в большинстве случаев — чаще. 21% опрошенных могли использовать этот способ больше одного раза в неделю, а 18% работали только так.

По данным исследования HeadHunter, которое завершилось в январе 2019 года, в России 31% занятых людей работают дистанционно. 14% — это фрилансеры, а 17% — удаленные сотрудники в штате компаний. По мнению экспертов, как в мире, так и в России число таких сотрудников в ближайшие годы будет только расти.

Этот факт ставит перед компаниями много разных задач, которые касаются не только организации рабочего процесса, но и найма. Как искать удаленных сотрудников? С помощью каких инструментов оценивать, способен ли человек эффективно работать в таком формате?

Как искать

Если речь идет о проектной работе, то лучше всего делать это на биржах фриланса. В поиске таких специалистов хорошо помогают сервисы FL.ru, Weblancer.ru, Freelancer.ru

Если же требуется удаленный сотрудник на постоянную работу, то можно воспользоваться сайтами-агрегаторами вроде hh.ru. Но лучше всего в этом помогают крупные профессиональные сообщества в мессенджерах.

Как показывает практика, профильные группы в Telegram могут отлично помочь в первичном отборе кандидатов. Важный нюанс, что поток, который вы получите, может быть широким, поэтому на подбор нужно будет потратить время, силы и внимание.

Наиболее эффективный инструмент — чат-сообщества эйчаров и предпринимателей в мессенджерах. Их преимущество в том, что на таких платформах обмениваются только проверенными кандидатами, которые уже приносили измеримый результат. Войти в такое сообщество можно только по личной рекомендации или приглашению. А попасть в список кандидатов — только через карьерного консультанта.

Такая система помогает без усилий отфильтровать часть соискателей, в итоге ресурс компании нужно будет сосредоточить только на отборе и более пристальном изучении тех, кто прошел через этот фильтр.

Предварительная оценка

Чтобы оценить кандидатов как удаленных, так и нет, компании в России используют традиционные методы: знакомство с помощью видеосвязи, оценка портфолио и профилей в социальных сетях, отзывы от предыдущих работодателей, тестовые задания.

Как показывает западная практика, больших результатов можно добиться, если сделать ставку и на новые технологии, например на искусственный интеллект и виртуальную реальность. Так, в 2019 году компания Jaguar Land Rover для оценки навыков технических специалистов запустила VR-приложение. С его помощью кандидатов помещали в виртуальный гараж с обзором 360°, в котором находились также машины и инструменты. Перед ними ставили определенные задачи, что помогало проверить знания по автомобилестроению, электрике, программированию и математике, а наблюдатели могли видеть, как соискатели с ними справляются. В нашей же стране подобных кейсов пока нет.

Дистанция не для всех: как организовать работу офиса на удаленке
HR Статьи РБК

Также западные компании используют искусственный интеллект для отбора удаленных кандидатов. Они прибегают к помощи американского сервиса HireVue и продукта стартапа с российскими корнями VCV. С помощью них удаленные кандидаты дают ответы на вопросы на камеру компьютера или смартфона. Полученную запись анализирует искусственный интеллект. Он обращает внимание на микромимику лица и вибрации в голосе, выявляя признаки лжи, нервозность и настроение кандидатов во время видеоинтервью. Такой способ подбора персонала используют в компаниях Nike, Mercedes-Benz, PWC, L'Oreal, Danone, Mars, Citibank, Goldman Sachs и Unilever.

Вопросы для интервью

Выбрав метод оценки кандидатов на удаленную работу, важно проработать и сценарий интервью. Вот некоторые вопросы, которые помогут определить, насколько соискатель может быть продуктивен, пунктуален, коммуникабелен и организован.

  • Есть ли у вас опыт дистанционной работы?

Это важно, так как нет гарантии, что кто-то без опыта подобной работы для нее подойдет. Если кандидат его не имеет, то нужно спросить о том, как его цели соотносятся с особенностями дистанционной работы?