Сердце фармы: как новый маркетплейс меняет схемы поставок лекарств
«Мы хорошо сохранившиеся динозавры, — смеется сооснователь ИТ-компании Pharma.Global Елена Ватутина. — Я на фармацевтическом рынке с 2004 года, Мария — с 2010-го. Так что все боли рынка мы чувствуем кожей». Три года назад Ватутина вместе с компаньоном — Марией Рябухой — запустила стартап, один из главных продуктов которого — маркетинговый маркетплейс Pharmmarket, с чьей помощью фармкомпании могут сотрудничать с аптеками без посредничества дистрибьюторов.
«Сейчас фармацевтический рынок переживает кризис, — констатирует 34-летняя Ватутина. — Он стагнирует в упаковках и деньгах, мы наблюдаем перераспределение спроса в пользу более дешевых препаратов, целый ряд иностранных препаратов уходит с рынка. В среднем 45% и более от стоимости препарата, которую платит покупатель в аптеке, — это затраты на то, чтобы произведенный товар был куплен конечным потребителем: на маркетинг для аптек и покупателей, логистическую цепочку, наценки дистрибьюторов и вторых дистрибьюторов, работу команды в головном и региональных офисах. Внешнее давление на рынок приводит к необходимости урезать затраты».
Сделать это без технологических решений почти невозможно. «Фарма переживает кризис, а кризис — это изменение условий взаимодействия: взаимодействуя напрямую, производители могут продавать больше препаратов, при этом экономя на маркетинге, а аптеки — получать их по более выгодным ценам», — поясняет Ватутина. К Pharmmarket подключено уже более 8,5 тыс. аптек и 75 фармацевтических компаний. В 2019-м совокупная выручка компании составила 116 млн руб.