Проще кредита: что бизнесу нужно знать о факторинге

Финансы Банки Финансы и бухгалтерия Инструкции
Алексей Федоров, заместитель председателя правления VestaBank, рассказывает, как бизнесу выгоднее привлечь деньги на развитие — с помощью кредита или факторинга
Фото: Christine Roy / Unsplash
Фото: Christine Roy / Unsplash

Небольшая компания с маленькими оборотами — сложный клиент для банка. Кредиты им выдают не всегда охотно. Среди альтернативных инструментов финансирования в последнее время набирает популярность факторинг. Главное условие для его использования — наличие у компании качественных контрагентов, которые покупают его товары или услуги с отсрочкой платежа.

Сегодня у факторинга есть шанс стать если не заменой банковскому кредитованию в сфере малого бизнеса, то как минимум потеснить позиции своего главного конкурента. По данным Ассоциации факторинговых компаний, на 1 января 2020 года совокупный портфель российского рынка факторинга составил 806 млрд руб., увеличившись за год на 32%. С начала 2000-х годов этот инструмент стабильно набирает популярность на российском рынке, проникая даже в область микробизнеса.

Давайте разберемся, когда выгоднее выбрать банковский кредит, а когда — факторинг.

Когда выгоден кредит

В теории банк может выдать кредит любой компании под обеспечение (залог, поручительство) или без него. Он может быть целевым или использоваться по усмотрению компании.

В текущей экономической ситуации ставки по кредитам для бизнеса начинаются от 9% годовых, могут доходить до 16% и даже больше. Этот показатель напрямую зависит от качества заемщика, куда входят: