РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Аморальные стартапы: как инноваторы пустились во все тяжкие

Менеджмент PR и коммуникации Инвестиции Статьи Bloomberg
Ряд многообещающих стартапов скатились до нарушения всех моральных норм и заигрывания с законами. Биржевой аналитик и колумнист Bloomberg Барри Ритхольц полагает, что за таким поведением скрываются серьезные изъяны в бизнес-модели «компаний-хулиганов»
Фото: Frank Busch / Unsplash
Фото: Frank Busch / Unsplash

Трудно не заметить, что технологические компании все чаще отличаются сомнительными, а то и вовсе предосудительными действиями. И речь идет не о выходках людей вроде бывшего главы Uber Technologies Трэвиса Каланика. Речь о фирмах, бизнес-модель которых построена на мошенничестве, обмане и унижении работников, партнеров и клиентов. Возможно, именно этим и заканчивается чрезмерное вливание капитала в стартапы. Но какой бы ни была причина, очевиден сам факт: многие компании, поддерживаемые венчурными фондами, ведут себя просто отвратительно. Достаточно вспомнить несколько заголовков: «Суд постановил, что Yelp действительно может шантажировать компании», «Лайфхак по развитию бизнеса от Grubhub: предлагать доставку из ресторанов, не сотрудничающих с сервисом», «Сервисы доставки, в частности DoorDash, платят зарплату из ваших чаевых».

«Почему вы нам деньги не даете?»: инвесторы — о гибели наивных стартапов
Инвестиции IT Статьи РБК
Фото: Андрей Гордеев / Ведомости / ТАСС

Для таких выходок может быть множество причин. Но наиболее вероятная: бизнес-модель таких компаний настолько шаткая, что им приходится искать обходные пути, чтобы поддерживать внешний блеск. И это указывает на серьезные проблемы в индустрии стартапов. Достаточно посмотреть лишь на несколько таких компаний.