РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Конфликт — это дорого: к каким издержкам приводят разногласия в компании

Менеджмент HR Статьи РБК
Александр Алексеев, руководитель проекта «Культурный код» Академии ритейла BBCG, рассказывает о внутренней медиации и других инструментах бесконфликтной культуры компании, которые помогают бизнесу экономить на этой на первый взгляд не очевидной проблеме
Фото:Nacho Doce / Reuters
Фото: Nacho Doce / Reuters

Тщательно контролировать свои затраты, постоянно высчитывать их и сравнивать с лучшими практиками на рынке — нормальное поведение для любого эффективного бизнеса. В хорошем бизнесе можно измерить все или почти все.

Однако очень часто, когда мне приходилось участвовать в разрешении споров между руководителями, сотрудниками и подразделениями компаний, я обращаю внимание, что конфликты приводят к значительным издержкам. В том числе таким:

  • конфликты отвлекают руководителей и сотрудников на переговоры, написание и обсуждение объяснений, сбор и анализ дополнительной информации;
  • производительность и эффективность труда в подразделениях, затронутых конфликтом, падает, иногда значительно;
  • переход конфликта в юридическую плоскость в случае проигрыша компании в суде приводит к выплатам значительных компенсаций.

И это далеко не все. Последствия конфликта могут очень дорого обойтись компании. Например, это может спровоцировать уход ведущих менеджеров, что повлечет за собой потерю клиентов, важных компетенций, а также серьезные затраты на поиск замены этим сотрудникам и т.д.

Вот данные из нескольких авторитетных международных источников.

CEDR (Centre for Effective Dispute Resolution): 40% конфликтов на высшем уровне управления снижают эффективность компании, 30% конфликтов приводят к финансовым потерям, 23% конфликтов разрушают стоимость бизнеса.

CPP (Myers-Briggs): работник в США тратит на участие в конфликтах 2,8 часа еженедельно. Это $359 млрд ежегодно.

Mercer/Mettl: менеджеры тратят на разрешение конфликтов между сотрудниками до 40% рабочего времени.

Интересно было бы ознакомиться и с подобной российской статистикой. В любом случае, основываясь на приведенных данных, можно утверждать, что затраты, прямо или косвенно связанные с конфликтами, могут быть значительны и заслуживают самых серьезных действий по их снижению со стороны руководства.

Где искать конфликты

Можно сказать без преувеличения, что внутренние конфликты в компании могут возникнуть практически во всех сферах ее деятельности, а также по множеству поводов.

Это могут быть: