Материал раздела Основной
В 1995 году Сюзанна Уорд открыла Rock City ― небольшое уютное кафе в Рокленде, штат Мэн, куда можно было забежать за кофе с утра, хорошо пообедать днем и насладиться живой музыкой вечером. Спустя 20 лет Уорд почувствовала, что устала, и захотела продать дело, чтобы отправиться путешествовать на вырученные деньги. Однако ее пугало, что новый владелец может полностью изменить концепцию заведения и разрушить атмосферу места, в которое она вложила столько лет жизни и сил. Так у нее возникла идея преобразовать Rock City в кооператив, которым бы владели и управляли сами сотрудники. После некоторых споров и сомнений 17 из 35 сотрудников поддержали план. «Мы живем в глубинке, где очень мало рабочих мест с достойной пенсионной программой, ― объясняет Уорд. ― Никто из моих подчиненных не смог бы приобрести место вроде Rock City в одиночку. А так у каждого есть доля в бизнесе, каждый может считаться владельцем».
Такой вариант становится все более привлекательным для владельцев малого бизнеса. В США сейчас около 800 кооперативов, которыми владеют сами сотрудники (на 350 больше, чем десять лет назад) и которые обеспечивают работой более 8 тыс. человек. По данным Федерации рабочих кооперативов США, эти компании приносят почти $500 млн выручки в год. Модель совместного владения используют самые разные компании: от клининга до такси. Самые маленькие кооперативы насчитывают менее пяти участников, в то время как наиболее крупные играют значительную роль в своих отраслях: например, в нью-йоркскую компанию Cooperative Home Care Associates, осуществляющую уход за пожилыми, больными и людьми с ограниченными возможностями, входят более тысячи человек. «В местах, где не хватает рабочих мест, такая схема позволяет почувствовать сотрудникам как должное уважение, так и ощущение ответственности и контроля», ― подчеркивает Джозеф Блези, директор Института изучения совместного владения и распределения прибыли Рутгерского университета в Нью-Джерси.