Материал раздела Основной

«Космос круглый»: взлет и падение китайских тони роббинсов

Правительственные гонения на мотивационных спикеров поставили под угрозу их миллиардные заработки. У многих создателей именитых бизнес-школ не оказалось даже приличного среднего образования
Фото: Zuma / ТАСС
Фото: Zuma / ТАСС

«Растут как бамбук после дождя», — так китайские обозреватели говорили о массовом появлении тысяч центров, где рассказывали о способах легко и быстро поправить дела в бизнесе и достичь личностного роста. В середине 2000-х годов развитие бизнес-образования принесло моду на посещение мастер-классов известных мотивационных спикеров: владельцы малых и средних предприятий до отказа набивали залы, рассчитанные на десятки тысяч человек.

Качество китайских бизнес-курсов заметно отставало от уровня, который демонстрировали их западные коллеги. Зачастую у доморощенных тренеров не было никакого опыта ведения собственного дела, а порой они даже не могли похвастаться приемлемым уровнем общего образования. Однако это не помешало армии китайских бизнес-гуру создать специфическую традицию китайского коучинга, которая в итоге получила собирательное название «чэнгунсюэ», или «науки об успехе».