РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

На слуху: почему аудиокниги и подкасты набирают популярность

Индустрия развлечений Статьи Deloitte
Чем больше времени человек тратит на то, чтобы добраться до офиса, тем выше вероятность того, что в дороге он будет слушать подкаст или аудиокнигу. Эксперты Deloitte проанализировали статистику и увидели новые перспективы для аудиоформата
Фото: Siddharth Bhogra / Unsplash
Фото: Siddharth Bhogra / Unsplash

Почему нам по-прежнему нравится слушать

По оценкам Deloitte, в 2020 году объем мирового рынка аудиокниг вырастет на 25% и составит $3,5 млрд, а рынок подкастов покажет 30-процентный рост, достигнув $1,1 млрд. По сравнению с радиовещанием, мировая выручка от которого сейчас составляет $42 млрд, или рынком музыкальных записей и доходами от выступлений ($51 млрд) эти цифры кажутся незначительными. Однако если учесть, что сфера развлечений и СМИ в целом увеличивается не более чем на 4% ежегодно, то прирост в 25–30% для аудиокниг и подкастов действительно впечатляет. Эти сегменты сейчас перерастают свой нишевый статус и превращаются в самостоятельные рынки.

Этот рост — часть тренда на популяризацию аудиоформата. Так, в США в 2018 году доходы от продаж музыкальных записей выросли на 12%, а доходы от продаж винила — на 8%. Это свидетельствует о том, что даже физические музыкальные носители не теряют привлекательности для потребителя. В глобальном выражении доходы от радио, как и доходы от продажи билетов на концерты, растут неравномерными темпами, однако все же на несколько процентных пунктов быстрее, чем доходы от ТВ или печатных книг, и на 10–20 процентных пунктов быстрее, чем доходы от журналов и газет. В 2018 году в США продали наушников на $20 млрд, то есть на 27% больше, чем в предыдущем году. Все эти цифры показывают, насколько важным каналом восприятия для человека остается слух.

Что ждет рынок аудиокниг

Самый крупный в мире рынок аудиокниг сложился в США. Уже в 2020 году он может составить порядка $1,5 млрд и в ближайшие несколько лет будет увеличиваться на 20–25% в год. На втором месте — Китай. Здесь выручка от продажи аудиокниг в 2020 году, предположительно, достигнет $1 млрд. При этом мировой рынок оценивается в $3,5 млрд.

Говоря о рынке аудиокниг, следует учитывать не только доходы, но и число слушателей. Согласно проведенному в 2018 году в США опросу, за последние 12 месяцев 18% взрослых американцев прослушали по меньшей мере одну аудиокнигу, что на 4% больше, чем в 2016 году. Если предположить, что этот показатель демонстрирует стабильный рост, это означает, что сегодня в США более 73 млн человек слушают как минимум по одной аудиокниге в год. Аналогичным образом данные по Китаю показывают, что в 2017 году 22,8% населения страны прослушали по крайней мере одну аудиокнигу. Если допустить, что динамика рынка аудиокниг в Китае и США примерно одинакова, то можно сделать вывод, что аудиокниги слушает более четверти китайцев (350 млн человек). Таким образом, во всем мире число слушателей аудиокниг почти наверняка превышает 0,5 млрд человек.