РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Ответили за HRbazaar: зачем две москвички запустили агрегатор HR-услуг

HR Кейсы РБК
Основательницы надеются, что платформа поможет компаниям перестать покупать тренинги, программы адаптации и обучения сотрудников, а также другие продукты, которые им на самом деле не нужны
Радмила Гайдук и Наталья Толстая
Радмила Гайдук и Наталья Толстая (Фото: Владислав Шатило / РБК)

К 2017 году у Натальи Толстой, основательницы компании «Амплуа», и Радмилы Гайдук, директора по продуктам компании, сложилось стойкое ощущение, что рынок HR-услуг стоит на пороге революции. «Амплуа» с начала 2000-х занималось организацией профессиональных мероприятий для рекрутеров, HR-директоров и т. п, а также вело медиаресурс Trainings.ru. «Мы слушали, что говорят участники дискуссий, и все сильнее убеждались, что рынок в том виде, в каком он есть, больше не может эффективно развиваться, — вспоминает 29-летняя Гайдук, занимавшая в то время пост директора по продуктам компании. — Дело в том, что «продуктами» на рынке стали скорее сами провайдеры HR-услуг: люди и бренды. И конкурировали провайдеры все больше брендами и рекомендациями: кому-то понравилась компания, ее советовали другим».

Например, в индустрии тренингов это выражалось в том, что компании обращались чаще всего к популярным спикерам — например, таким, как Павел Безручко (управляющий партнер «Экопси Консалтинг») или Марк Кукушкин (координатор проекта «Открытый тренерский университет Марка Кукушкина»), говорит Гайдук. У такого подхода есть обратная сторона: зачастую компании приобретают не нужные им для конкретной задачи тренинги только потому, что их предлагает модный тренер или известная организация. На глазах менялись и запросы компаний к услугам подбора персонала: из-за цифровизации большинство видов бизнеса стремительно эволюционировали, и компаниям нужны были люди, которые максимально точно соответствовали новым потребностям и при этом были не слишком дорогими. Конкуренция за востребованных специалистов росла, и компании все яснее осознавали, что ценных специалистов нужно удерживать не только деньгами, но и корпоративной культурой — соответственно, рос спрос на программы адаптации и обучения сотрудников, тренинги для менеджеров и т.п.

«Мы поняли, что нужно двигаться в сторону продуктового мышления: конкурировать между собой должны не имена и бренды организаций, а «продукты» — например, тренинг с конкретной тематикой или программа адаптации сотрудников, — поясняет Гайдук. — Если отделить продукт от человека, он становится товаром, который продает компания. Тогда все усилия и деньги будут уходить на то, чтобы продукт сделать качественнее, а не на то, чтобы распиарить личный бренд. Такой подход помог бы всему рынку — продуктов станет больше, конкуренция будет сильнее, компании начнут соревноваться на уровне сервиса — кто качественнее проконсультирует, предложит более глубокое погружение в проблему и более точное ее решение». Чтобы дать клиентам возможность выбирать конкретные HR-услуги, а не идти за громкими именами, Гайдук и Толстая запустили маркетплейс HRbazaar.