РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Нетеплый прием: как российскому стартапу привлечь деньги в Калифорнии

Финансы Инвестиции Инструкции РБК
Дмитрий Ерохин, эксперт по инвестициям, кандидат экономических наук, рассказывает, как новому поколению российских предпринимателей эффективно искать деньги для стартапов в Калифорнии
Фото:Robert Bye / Unsplash
Фото: Robert Bye / Unsplash

Благодаря развитию онлайн-технологий многие привычные услуги стали доступнее и проще: заказ такси, бронирование билетов и отелей, доставка еды, просмотр фильмов онлайн и т.п. Все эти сервисы появились благодаря новому поколению предпринимателей, многие из которых осознанно ушли из стабильных компаний в стартапы, мотивированные желанием создать что-то новое, чтобы изменить мир к лучшему.

Для роста стартапов необходимы деньги, которыми их основатели зачастую не обладают. Новые технологии породили и новый тип венчурного инвестора: частное лицо или компания, которые, поверив в продукт, команду и перспективу рынка, дают деньги в обмен на долю в компании. Они рискуют тем, что проект может «проесть» деньги, ничего не создав, и команда распадется.

В российских реалиях добавляется еще одна сложность: стартап не сможет найти новых денег на следующих этапах финансирования и продать долю будет некому. Потенциальных покупателей, которым это под силу, в России можно пересчитать по пальцам. Кроме того, венчурная индустрия нашей страны испытала значительный спад из-за антироссийских санкций, стагнации в экономике, увеличения госучастия в отраслях.

По этим причинам отечественные стартапы ищут деньги в Кремниевой долине. Но по ее поводу предприниматели находятся во власти иллюзий. Существует миф, что стоит только добраться до Сан-Франциско или Сан-Хосе — и деньги польются рекой. Но реалии таковы: стартапу из нашей страны, ориентированному на российский рынок, найти деньги в Калифорнии чрезвычайно сложно. Основная причина отказов — непонимание американскими инвесторами других рынков и нежелание в них разбираться. Вторая причина — риски ведения бизнеса в России, которые они не готовы на себя принимать.

Тем не менее есть несколько условий, соблюдение которых может существенно увеличить шанс на получение инвестиций в Долине.

1. Не иметь российских связей

Если российский стартап хочет получить деньги в Калифорнии, то его проект должен иметь перспективы развития на рынке США, а команда — быть способной переехать в Калифорнию, уметь питчить свою историю на хорошем английском языке, не иметь в составе акционеров государственных и олигархических структур.