Зачем ВТБ автомобильный маркетплейс
Банкиры пытаются сократить издержки на выдачу кредитов через автосалоныВТБ запустил автомобильный маркетплейс, который позволяет онлайн выбирать машины, представленные в дилерских центрах, и оформлять на них кредиты. Об этом рассказал заместитель президента — председателя правления ВТБ Анатолий Печатников.
Каталог автомобилей, которые продаются в дилерских центрах по всей России, появился на сайте банка в конце декабря 2019 года. Клиенты банка смогут забронировать выбранный автомобиль, в случае необходимости получить на него кредит и после этого оформить покупку в автосалоне. Сейчас, впрочем, маркетплейс позволяет только подать заявку на кредит, а деньги можно получить в офисе банка или в автосалоне с представителем ВТБ. Но уже в этом году клиентам станет доступен полностью цифровой кредит, который можно будет получить онлайн и сразу поехать за машиной к дилеру, говорят в банке.
Проект реализован совместно с автомобильным агрегатором, название которого ВТБ не раскрыл. По данным двух источников РБК, знакомых с деталями сделки, партнером банка в этом проекте является автоагрегатор ILSA. Представители ВТБ и ILSA отказались от комментариев.
Согласно информации на сайте компании, агрегатор формирует базу машин, продающихся у 871 официального дилера в 71 городе. Сейчас на сайте банка представлено более 16 тыс. автомобилей 47 марок, информация о них совпадает с каталогом ILSA. Для сравнения: у одного из крупнейших автоагрегаторов Auto.ru на сайте представлено более 146 тыс. предложений, но новыми из них являются только 24,5 тыс. машин.
По итогам девяти месяцев 2019 года, ВТБ выдал кредиты физическим лицам на покупку автомобилей на 125 млрд руб.
Что такое ILSA
По данным СПАРК, выручка ООО «Илса» в 2018 году достигла 15 млн руб., ее дочерней компании ООО «Илса.Ру» — 121 млн руб. (почти вдвое больше, чем в 2017 году). 83,33% головной компании принадлежит Виталию Корнееву, еще по 8,34% между собой делят Федор Сапронов и Антон Шрейдер. В месяц сайт ilsa.ru посещают около 18 тыс. человек (для сравнения: посещаемость Carprice.ru — 879 тыс. в месяц).
Зачем банкам автомаркетплейсы
По словам Печатникова, проект запущен в качестве альтернативы выдаче кредитов в автосалонах и позволит сократить расходы банка: «Ретейлеры в автосалонах очень трепетно относятся к размеру своих комиссионных вознаграждений. И этот способ (оформление автокредитов онлайн) позволяет удешевить для банков и для клиентов выдачу кредитов и избежать ненужных расходов на присутствие в автосалонах».
Как объяснила руководитель группы по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора КПМГ в России и СНГ Наталья Ракова, при оформлении автокредита в салоне банк в большинстве случаев платит комиссию дилеру как своему агенту. Средний размер такого вознаграждения по рынку составляет от 1–3% стоимости машины у неофициальных автодилеров до 6–10% в официальных представительствах. Дополнительные издержки банк несет на своего представителя в автосалоне — такая модель работы встречается в 60% случаев, чаще — у официальных дилеров. В остальных случаях автокредиты оформляет работник дилерского центра, за что также выплачивается агентская комиссия. «Поэтому при оформлении автокредитов онлайн банк экономит на оплате комиссии дилеру, а также сокращает часть своих затрат на представителей, организовывая их присутствие в офисе по курьерской схеме. Также это позволит привлечь новых клиентов», — резюмировала Ракова.