РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Людмила Новиченкова

На свалку истории: почему неэкологичная упаковка уходит в прошлое

Маркетинг Статьи Ipsos
Потребители, стремясь вести здоровый образ жизни, стали внимательнее к этикеткам. При этом упаковка в целом постепенно превращается из источника информации о товаре в проявление экологической ответственности бренда

От радостного потребления к ответственному

Найти на упаковке маркировку с указанием вида пластика, из которого она изготовлена, чтобы потом отправить в переработку, — непростая задача. Часто цифру внутри треугольника трудно разглядеть. Препятствия превращают эти поиски в тест на социальную ответственность человека. При этом выбор товара по упаковке становится своего рода этическим манифестом.

С наступлением эпохи капитализма россияне радостно приняли на себя роль активных потребителей. После СССР с его пустыми полками в этом не было ничего удивительного. Существенный вклад в модель радостного потребления вносила и упаковка — большие и маленькие разноцветные баночки, пакетики и коробочки заполонили магазины. «Съешь меня», «выпей меня», «надень меня», «возьми меня с собой» — кричали они потребителю. Покупатель с удовольствием откликался, и товар на любой вкус и кошелек находил свою аудиторию. Если желания не вписывались в финансовые возможности, то на помощь приходили потребительские кредиты, которые позволяли не только купить вещь, но и обрести статус в обществе.

Упаковка обычно живет недолго: открыл, использовал продукт и выбросил. Понадобилось время, чтобы сработал кумулятивный эффект, а в СМИ появились кадры огромных свалок, мусорных гор и дрейфующих в океане «островов».

По данным глобального исследования Ipsos, проведенного в начале 2019 года, рост объема мусора волнует 46% россиян. Для сравнения: в целом по миру этой проблемой обеспокоены 34% опрошенных. По сути, у современного человека появилась новая социальная роль — из счастливого потребителя он превратился в производителя мусора.