Материал раздела Основной
Полина Жигарева

Просто спросите эксперта: как анализировать соцмедиа и продвигаться в них

Полина Жигарева, руководитель направления исследования соцмедиа Ipsos в России, отвечает на вопросы читателей РБК Pro о том, как грамотно анализировать контент соцсетей, где можно этому научиться и какое будущее ждет Facebook*, «Вконтакте» и Telegram
Фото: Neonbrand / Unsplash
Фото: Neonbrand / Unsplash

«Просто спросите эксперта» — рубрика РБК Pro в социальных сетях, в которой подписчики могут задать вопрос одному из наших экспертов-практиков.

Раз в две недели, по понедельникам, мы представляем специалиста из конкретного сегмента бизнеса — строительства, маркетинга, HR, промышленности, ИT и других. В пятницу публикуем ответы, полезные рекомендации и инструкции от эксперта.

Как устроена аналитика соцмедиа

Какие методы используются для анализа соцмедиа?

Мы работаем на стыке сразу нескольких методологий. Используем количественные и качественные методы, а также текстовую аналитику на основе искусственного интеллекта, активно создаем новые подходы и решения.

Компании Ipsos в России немного проще, потому что у нас есть методы, опробованные на западном рынке, где такие подходы уже стали частью стандартных предложений. Их можно и нужно объединять с другими, более привычными маркетинговыми инструментами, например с трекингом здоровья бренда или с качественными исследованиями.

Как правильно собирать, структурировать и хранить данные о пользователях?

Перед нами не стоит задача сбора и хранения данных. Этим занимаются мониторинговые компании. Для исследователей одной из основных сложностей остается вопрос обработки и анализа персональных данных. Сейчас ведется много дискуссий о том, что можно считать персональными данными, а что нет. Так как мы придерживаемся мировых и европейских стандартов (GDPR), то анализируем только открытые данные.

Как предотвратить утечки пользовательских данных
Клиентский сервис IT Интернет-торговля

Как отслеживать омниканальнальное поведение пользователей в соцсетях (обычно под омниканальностью подразумевается использование множества каналов. — РБК Pro)? Существуют ли такие системы? Если нет, то какие решения есть?

На рынке есть потребность в большой интегрированной системе информации о потребителях, куда будут включены не только агрегированные данные об их интересах, социально-демографические характеристики (например, пол, возраст, профессиональная деятельность. — РБК Pro) и сведения из разных социальных сетей, но и данные о покупательском поведении и предпочтениях.

Такая система позволит строить прогнозы поведения потребителей, оценивать потенциал возникающих трендов и более глубоко анализировать действия людей. Несмотря на то что уже предпринималось несколько попыток создать подобные системы (например, объединить в одном анализе данные о поведении пользователей в интернете и данные из социальных сетей), пока это скорее уникальные решения для конкретного клиента, чем готовое решение для рынка.

Еще одно препятствие — закон о персональных данных и невозможность анализа закрытых профилей пользователей, количество которых в разных социальных сетях растет. Так, например, бывает, что у пользователя открыт профиль во «Вконтакте», а в Instagram (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ) и YouTube профили закрыты.