РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Ложная тревога: как защитить свой бизнес от фейковых новостей

Маркетинг Статьи Node PR
Появление интернета, смартфонов и социальных сетей одновременно упростило и усложнило коммукникации между людьми: найти правду в массиве информации теперь почти невозможно. Как фейки влияют на PR-индустрию, рассказала Ксения Зайкова, основатель Node PR
Фото: Klaus Ohlensc / Picture Alliance / ТАСС
Фото: Klaus Ohlensc / Picture Alliance / ТАСС

Информация — один из самых ценных ресурсов современности. Однако отследить ее достоверность не всегда возможно. По данным портала Statista, более 60% европейцев встречаются с фейковыми новостями (fake news) по крайней мере раз в неделю. Способность последних влиять на мышление, ценности и действия аудитории создает угрозу благополучию и репутации бизнеса.

С чего все началось

Несмотря на то что дезинформация существует столько же, сколько наше общество, официального понятия фейковых новостей не было в обиходе вплоть до середины 2010-х. Летом 2016 года редактор новостного портала Buzzfeed Крейг Сильверман заметил любопытный поток выдуманных историй о президентских выборах в США и Дональде Трампе. Первоначально он обнаружил несколько новостных сайтов, зарегистрированных в небольшом македонском городе Велес. Фальшивые новости, как правило, начинались с одиозных заголовков вроде «Папа римский Франциск шокировал весь мир, одобрив кандидатуру Дональда Трампа на пост президента США» и т.д.

Legal-PR: как пиар помогает выигрывать юридические споры
Право PR и коммуникации Статьи Корпоративный юрист
Фото: Владислав Шатило / РБК

Сильверман с коллегами начали расследование, и незадолго до выборов в США обнаружили по меньшей мере 140 поддельных новостных сайтов, представленных в огромном количестве в Facebook. Молодые люди в Велесе, возможно, не очень-то интересовались политикой, но из-за стремления хорошо заработать на рекламе активно сочиняли «на коленке» небылицы о политиках, ФБР, Трампе и т.д. Президентские выборы в США в то время были вполне подходящей темой, чтобы попытаться сорвать большой куш. Таким образом, за короткие сроки формулировка «фейковые новости» превратилась из феномена социальных сетей в журналистское клише.

Роль фейковых новостей в бизнесе