Подписка на РБК Pro
Мы запустили новый информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно.
Pro
при поддержке
«РБК Pro» — это уже не новости.
Новый информационный сервис для вашего бизнеса - первый месяц бесплатно

Управлять стихией: чем измерять и зачем менять корпоративную культуру

Менеджмент Статьи РБК
Александр Алексеев, руководитель проекта «Культурный код» Академии ритейла BBCG, рассказывает, как отказ от изменений в корпоративной культуре может повлиять на будущее компании и даже загубить его

В практике управления есть темы, которые считают вечными. Они давно подробно описаны в учебниках и статьях. Но в какой-то момент интерес к ним по каким-то причинам подогревается, и они снова попадают в фокус всеобщего внимания.

Именно это случилось с корпоративной культурой в 2019 году. Известные руководители, эксперты, члены различных профессиональных сообществ в один голос заговорили о том, что в эпоху усложнения систем управления, ускорения изменений, цифровизации корпоративная культура — крайне серьезный фактор, способный как ускорить, так и существенно замедлить трансформацию бизнеса.

Поэтому самое время поговорить об особенностях работы с такой тонкой материей, как корпоративная культура. Ценности, нормы, правила поведения — не только сложные, но и порой крайне спорные, конфликтные темы. Если действительно есть желание разобраться и понять, что делать с корпоративной культурой, то двигаться надо последовательно и крайне осторожно, оценивая риски каждого шага.

1. Преодолеть путаницу

Объявления в интернете «Создам бирюзовую культуру с нуля. Срок — два месяца» сегодня никого не удивляют. Их авторы энергично берут на вооружение концепции, изложенные в популярной литературе, где корпоративная культура часто описана как что-то, что можно построить путем последовательных действий. Если надо, то и перестроить, шагнув от менее совершенной модели к более совершенной.

В реальности в работе с корпоративной культурой мы никогда не начинаем с чистого листа. Уникальная культура компании создается в момент ее появления, с первых действий ее собственника, контактов с внешней средой: клиентами, партнерами, поставщиками и, конечно же, сотрудниками. Она формируется стихийно и без какого-либо осознанного управления, а затем живет, меняется и развивается сама по себе.

К тому моменту, когда приходит в голову мысль ей серьезно заняться, культура уже сформирована и диктует свои неформальные законы, правила и нормы, которым люди реально следуют и в которые зачастую истинно верят.

Так что нам с этим делать? Менять? Разрушать, если не нравится? Создавать заново?

2. Измерить неизмеримое

Прежде чем принимать судьбоносные решения, разумно сначала продиагностировать корпоративную культуру, которая сложилась к сегодняшнему моменту.

РБК Pro — это уже не новости!

Зарегистрируйтесь, чтобы дочитать материал и получить полный доступ к гиду по отраслевой информации «РБК Pro»:

  • Контент от авторитетных экспертов из разных отраслей
  • Фильтры по отраслям, бизнес-функциям и источникам
  • Никакой рекламы
Стратегический партнёр
РБК помогает бизнесу информацией, ВТБ — делом.
Подробности на delo.vtb.ru