РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как тебе такое: Илон Маск — феномен общественного сознания

Инновации Статьи ЦСП «Платформа»
Илон Маск — символ прогресса и освоения космоса. В России предпринимателем интересуются разные возрастные и социальные группы. Эксперты «Платформы» рассказали, почему образ Маска так востребован и какой дефицит он восполняет
Фото:Zuma / ТАСС
Фото: Zuma / ТАСС

Попадание в ожидания общества

Популярность Илона Маска в России связана с неудовлетворенным запросом общества. Бизнесмен, который не стесняется мечтать и не ставит прибыль единственной целью; инженер, меняющий жизнь человечества; лидер будущих космических прорывов; почти герой блокбастера. Молодежь подкупает открытость Маска к общению в соцсетях, его чувство юмора. Предприниматель мирового уровня активно отвечает на комментарии в Twitter, иногда даже на русском языке, — такого в России просто нет.

Старшему поколению близки идеи больших прорывов в освоении космоса, которые двигают человечество к новым рубежам. Социологические опросы показывают, что тема космоса по-прежнему важна для россиян, население ожидает от отрасли новых достижений и побед.

Илон Маск — не только технологический, но и социальный инноватор. Проекты чистой энергетики, продвижения в космос, глобального доступа в интернет обещают изменить качество жизни. Желание связать с проектами SpaceX личную судьбу — например, умереть на Марсе — убеждают в искренности предпринимателя и вызывают симпатию.

Российское общество более лояльно к неудачам Илона Маска, чем к провалам российских корпораций, например, «Роскосмоса». Неудачные эксперименты SpaceX вызывают шутки и сарказм, но вера в инженера-инноватора и интерес к его проектам не падают, любые провалы встраиваются в образ героя, который идет к своей цели несмотря на трудности.

Инженер или бизнесмен

В России SpaceX известна запуском ракет, но изначальный профиль компании — спутники. В начале 2000 годов российские ракеты были самым дешевым способом доставить груз на орбиту, именно их Маск планировал использовать, чтобы выводить в космос тысячу спутников. Когда предприниматель приехал в Россию покупать ракеты «Днепр», владельца SpaceX и его коллег не приняли всерьез и назвали сильно завышенную цену. После несостоявшейся сделки Маск решил строить ракеты самостоятельно, и у него получилось сделать это быстро, качественно и дешево. Многие эксперты отмечают, что в ракетах Falcon, созданных Маском, практически нет инновационных инженерных решений, но есть прорывная коммерческая идея: сделать дорогостоящие детали ракеты многоразовыми.