Материал раздела Основной

Почему нет откликов на вакансию: чек-лист типичных ошибок

Эксперты HeadHunter проанализировали более тысячи вакансий, на которые не поступило откликов, и выделили 14 типичных ошибок. Расскажем, почему не надо составлять вакансию на английском и какие стоп-слова пугают кандидатов

Ошибка № 1. Ищете морского капитана в Оренбурге

Распространенная ошибка — размещать вакансию в регионе, где нужных специалистов нет или их очень мало. В такой ситуации не стоит тратить время на ожидание откликов. Проще найти тех, кто вам нужен, по базе резюме и отправить им приглашение на вакансию или разместить вакансию в других регионах, где нужные специалисты есть.

Совет. Проверьте по базе резюме, сколько в регионе нужных вам специалистов и находятся ли они в активном поиске работы. Стоит понимать, что дефицитный специалист не всегда представитель редкой профессии. При ряде условий редким может быть и обычный бухгалтер, и менеджер по продажам.

Трудный диалог: как вести сложные коммуникации в команде
Интенсивы 3 дня

Ошибка № 2. Ждете несуществующего кандидата

Нереалистичные вакансии появляются, когда их составляют только на основе своих потребностей и фантазий, но без учета реалий рынка. Например, нужен разработчик, одинаково хорошо владеющий и Java, и Python, с финансовым образованием и опытом работы на финансовых биржах (для понимания продукта) и со свободным китайским, потому что заказчик продукта — из Китая.

Совет. Проверьте по базе резюме, есть ли специалисты с таким набором навыков, сколько их, в каких они регионах, ищут ли сейчас работу. Может быть, чудо-специалист есть один на всю страну, а ваш единственный шанс заполучить его — «схантить». Может быть, придется разбить вакансию на две или даже три. Например, искать отдельно программиста, отдельно консультанта-финансиста и отдельно переводчика с китайского. Еще один вариант — взять человека «на вырост» и уже в процессе доучить необходимым навыкам.

Ошибка № 3: Ищете непонятно кого

Часто названия вакансии слишком креативные («повелитель роботов», «бог коммуникаций») или, наоборот, безликие («старший специалист», «начальник отдела»). Когда люди ищут работу, им нужны не креатив и загадки, а конкретика. Листая многостраничный список вакансий, соискатель смотрит в первую очередь на название, во вторую — на зарплату, в третью — на работодателя.

Соискатель, скорее всего, даже не откроет вакансию, если у должности:

  • туманное название;
  • не указана зарплата или ее размер не выше, чем у других вакансий с более конкретными названиями;
  • компания не очень известная.

Если на сайте вакансий установлен «умный» поиск, он будет показывать соискателям в топе те вакансии, на которые они, вероятнее всего, откликнутся. Если какие-то вакансии часто игнорируют, поиск вряд ли станет их рекомендовать.

Совет. Напишите короткое, но максимально конкретное название. Чем меньше оригинальности и креатива, тем лучше. Если у вас не суперизвестный бренд, уточните кратко сферу деятельности в названии вакансии.

Хорошие примеры:

  • менеджер по продажам (b2b, вентиляционное оборудование);
  • менеджер по продажам транспортных услуг;
  • интернет-маркетолог (маркетплейс «товары для дома»).

Ошибка № 4. Не угадали с зарплатой

Зарплата — второе, на что бросает взгляд соискатель, просматривая поисковую выдачу с вакансиями. Она же главный мотиватор откликнуться. Типичная проблема — работодатель предлагает столько, сколько может себе позволить, не проверяя, сколько обычно платят специалистам такого же уровня.

На ваше предложение никто не откликнется или отклики будут нерелевантными, если:

  • рыночный уровень зарплат у таких специалистов выше, чем в вашей вакансии;
  • в вашем регионе немало вакансий для таких специалистов с зарплатами рыночного уровня;
  • у вас не «звездная» компания, в которую все мечтают попасть, и нет других плюсов, компенсирующих низкую зарплату.

Совет. Проанализируйте аналогичные вакансии вашего региона и проверьте, соответствует ли зарплата из вашей вакансии рыночному уровню. Если вы предлагаете хороший уровень зарплаты, не стоит скрывать ее в вакансии. Когда зарплата в вакансии не указана, соискатели могут думать, что вы ее скрываете, потому что она низкая.

Ошибка № 5: Нужен и швец, и жнец, и data scientist

Ради экономии или не понимая, в чем задачи конкретной специальности, работодатели «набивают» одну вакансию функционалом на троих. Например, маркетологу предлагают заниматься не только маркетингом, но и прямыми продажами, пиаром и копирайтингом, а еще самостоятельно сделать сайт, лично наполнить его контентом, верстать e-mail-рассылки, вести соцсети и настраивать рекламные кампании как таргетолог. Желание закрыть одной вакансией и за одну зарплату сразу несколько нужд понятно. Но если нужные специалисты видят достаточно других вакансий с более релевантным набором требований, ваше предложение их вряд ли заинтересует.

Совет. Критически оцените описание требований и обязанностей в вакансии. Это точно функционал для одного человека, а не для целого отдела? Сравните описание вашей вакансии с описанием других вакансий с похожими названиями. Нет ли у вас обязанностей и требований, которых нет у других?

Ошибка № 6. Непривлекательные условия работы

Есть заведомо непривлекательные условия работы, на которые никому не хочется идти, тем более если есть выбор из вакансий, где таких недостатков нет. Определенные слова и фразы срабатывают для соискателей как стоп-фактор: