Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 28.01.2020, 15:57
Андрей Биветски

Как выбрать правильный акселератор для стартапа

Основная причина популярности бизнес-акселераторов — возможность получения мощного импульса, запускающего процесс динамичного развития и роста. На что стоит обращать внимание стартапам при выборе акселератора?
Фото: CDC / Unsplash
Фото: CDC / Unsplash

Гармония роста

Молодые команды тратят годы на то, чтобы методом проб и болезненных ошибок уточнить бизнес-модель, обзавестись необходимыми контактами и стать привлекательными для инвесторов. В акселераторе многие из этих задач можно решить за несколько месяцев благодаря доступу к профессиональной поддержке и экспертизе. Сегодня российским стартапам доступен широкий спектр акселераторов, которые можно условно разделить на несколько групп:

  • классические, где главные задачи учредителей (частных инвесторов и инвестиционных фондов) — поиск и инвестирование перспективных стартапов с целью получения прибыли. Подобная модель применяется международными (Techstars, Y Combinator, 500 Startups, Starta Accelerator) и российскими организаторами (ФРИИ, GVA, FinTech Lab и др.);
  • корпоративные, учредителями которых выступают крупнейшие компании в различных сегментах рынка. Примерами таких программ могут быть Wayra (Telefonica), Google Launchpad Accelerator, Startup Path (MasterCard), акселераторы Сбербанка и Кировского завода, PwC Russia Accelerator и QIWI Universe;
  • государственные и университетские, такие как Generation S, экспортный акселератор НТИ, Phil Tech (Рыбаков-фонд), HSE {Pro}, «Формула Биотех» (МГУ). Прежде всего они решают во взаимодействии со стартапами, инвесторами и корпорациями социальные и экономические проблемы.

Начинать выбор акселератора следует с глубокой самодиагностики и формирования актуального списка задач. Необходимо посмотреть на себя со стороны и понять, какие элементы проекта нуждаются в наиболее серьезной прокачке: технология, финансовая модель, поиск крупных клиентов или привлечение финансирования.

Если цель стартапа — провести проверку продукта при участии технологического партнера, получить прямой выход на заказчиков и реализовать пилотный проект, предпочтительнее выбрать корпоративный акселератор. Если же нужно подготовить проект для привлечения финансирования, лучше попытаться пройти отбор в классический акселератор, в том числе международный или российский (предпочтительно — с участием авторитетных зарубежных партнеров).

Выбирая бизнес-акселератор, стартапу стоит учитывать несколько важных факторов.

Рекомендуем
Личная эффективность: как управлять своим временем
Узнайте, как больше успевать и получать удовольствие от работы, — на интенсиве РБК Pro
Пройти интенсив

Личное участие

Приступая к выбору акселератора, основателям стартапа важно решить, сколько времени они могут посвятить программе. Программы проводятся в течение ограниченного периода, обычно от трех до шести месяцев, и завершаются демонстрацией решений стартапов — питч-сессией во время демодня для потенциальных заказчиков и инвесторов. При этом большинство акселераторов требует, чтобы во время работы программы два-три основных человека в стартапе (в первую очередь основатели) постоянно присутствовали лично, а значит, время, которое они могли бы посвятить разработке продукта и зарабатыванию денег, придется потратить на тестирование гипотез, доработку финансовой модели, уточнение запросов клиентов и общение с экспертами. Разумеется, бывают исключения из правил, например если основателем выступает серийный предприниматель, занятый в нескольких проектах. Но чаще всего отсутствие у лидеров стартапов возможности активно работать в акселераторе — очевидный минус, снижающий шансы в конкуренции с другими кандидатами на участие.

Где деньги?

Место и роль, которые отводятся организаторами глубокой проработке финансовых моделей стартапов, — еще один критерий выбора подходящего акселератора. Важно тщательно изучить структуру и состав предлагаемых программ и по возможности собрать отзывы участников предыдущих циклов. В некоторых случаях организаторы делают основной упор на формирование у стартапов навыков активных продаж. Такой подход может помочь добиться краткосрочного прогресса, но далеко не всегда позволяет выявить системные изъяны в монетизации.