РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Алина Ким и Иван Кухнин

«Управлять нельзя игнорировать»: как работать с климатическими рисками

Менеджмент Статьи Deloitte
С точки зрения бизнеса изменение климата создает новые риски и возможности. Конкурентное преимущество получат компании, которые быстрее других адаптируются к новым условиям

Почему климат меняется

В отличие от парниковых газов естественного происхождения (появившихся, к примеру, в результате вулканической деятельности) выбросы от сжигания ископаемого топлива настолько велики, что не могут быть нейтрализованы естественными поглотителями и постепенно накапливаются в атмосфере. Таким образом, деятельность человека — главная причина изменения климата.

В 2018 году объем выбросов достиг рекордного значения — 55,3 гигатонны эквивалента углекислого газа. Согласно докладу Emissions Gap Report 2019, для того чтобы повышение температуры на планете составило не более 1,5 градуса по Цельсию, к 2030 году нужно снизить этот показатель до 25 гигатонн. То есть каждый год с 2020 по 2030-й объем выбросов должен сокращаться на 7,6%. Сегодня даже самые амбициозные стратегии развитых стран далеки от этого сценария.

Как изменение климата влияет на бизнес

Когда речь заходит об экологических рисках, бизнес оценивает три наиболее вероятных источника расходов:

  • устранение последствий загрязнений,
  • ответственность за инциденты на производстве
  • комплаенс-риски (риск юридических санкций, убытков или потери репутации из-за несоблюдения законов, стандартов, правил. — «РБК Pro»).

Управлять климатическим риском сложно по двум причинам: горизонт проблемы уходит на десятки лет вперед, а ее последствия носят глобальный и необратимый характер. При этом климатические риски напрямую влияют на финансовые результаты бизнеса. Так, снижение потребления угля в развитых странах заставило угледобывающую отрасль перенаправить свои интересы в сторону развивающегося рынка. Влияние бывает и опосредованным: например, страховые компании пересматривают оценку риска природных катастроф и страховка дорожает.

Кроме того, климатические риски:

  • приводят к изменениям законодательства (налог на выбросы парниковых газов, внедрение обязательств по применению новых технологий, запрета на определенные виды деятельности и использование определенных веществ);
  • создают угрозу репутации и снижают интерес инвесторов к отраслям и компаниям с высоким углеродным следом.