РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Скрытый брак: раскладываем по полкам главные события 2019 года в торговле

Ретейл Прогнозы РБК
Правительство уделяет торговле особое внимание: 2019 год запомнится массой госинициатив, ростом e-commerce и количества франшиз. Но за этими событиями кроются не только позитивные тренды, пишет Аскар Рахимбердиев, сооснователь и гендиректор «МойСклад»
Фото: Markus Spiske / Unsplash
Фото: Markus Spiske / Unsplash

1. Повышение ставки НДС до 20% и налог на самозанятых. Компаний стало еще меньше.

Есть довольно красноречивая статистика: по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в 2019 году количество компаний в России сократилось до уровня 2008 года. В начале года их было 4 085 035, на начало декабря — уже 3 694 426, то есть закрылось более 390 тыс. компаний. Связано ли это с повышением НДС? Вероятно, оно повлияло, хотя число компаний снижается несколько лет подряд, а экономика страны, прямо скажем, переживает не лучшие времена. Скорее всего, в 2020 году компаний станет еще меньше.

Но есть и хорошие новости. С 1 января 2019 года в четырех регионах России начал действовать налог на самозанятых. Налоговая ставка составила 4% от дохода, полученного при реализации товаров и услуг физическим лицам, а в случае ИП — 6% от реализации юридическим лицам. Статус самозанятого можно получить, если годовой доход не превышает 2,4 млн руб. в год. Сделать это максимально просто — нужно лишь установить приложение «Мой налог» и зарегистрироваться в нем. За 2019 год, по данным ФНС, статус получили 330 тыс. человек, их суммарный доход составил 40,4 млрд руб. Они предоставили данные о 37,5 млн чеков, размер среднего чека чуть превысил 1 тыс. руб. Вместе самозанятые уплатили в казну налоги на 1,06 млрд руб. И уже с 1 января 2020 года статус самозанятых можно получить еще в 19 регионах, а возможно, с 1 июля закон распространится на все субъекты РФ, так что число самозанятых в 2020 году возрастет в несколько раз.

2. Маркировка сигарет и других товарных групп. Стало еще больше правил для бизнеса, зато меньше контрафакта.

С 1 марта 2019 года начался проект добровольной маркировки табачной продукции, которая с 1 июля стала обязательной. Вообще, маркировка товаров — многолетний государственный проект, который призван сделать товарооборот прозрачным. Проект настолько сложный, что сроки внедрения постоянно переносятся. Так, маркировка сигарет с 1 марта 2019 года должна была стать обязательной, а не добровольной.