РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Путь франчайзинга: какой способ выбрать и что ждет в будущем

HoReCa Рестораны Инвестиции Статьи MarketMedia
Евгений Драй, основатель сети кафе Gelateria Plombir, рассказал о двух путях развития франчайзинга в России. Один из них исключает другой
Фото: Евгений Драй / Facebook
Фото: Евгений Драй / Facebook

Франчайзинг — один из немногих реально работающих быстрых способов масштабирования бизнеса (не расширения, а масштабирования). Проблема в том, что есть две стратегии франчайзинга, одна из которых фактически исключает другую, пишет Евгений Драй в колонке на MarketMedia. Но в России обе работают и будут работать еще какое-то время.

Мы много раз говорили о том, что рост франчайзинговой сети (если все правильно делать) идет по экспоненте, причем эта кривая вовсе не совпадает с кривой вложений — в этом основное отличие франшизы от собственной сети. Правильная бизнес-модель франчайзинга с точки зрения франчайзера — это когда после подведения баланса вложений и издержек получается, что вам выгоднее делегировать открытие новых точек вашим франчайзи, чем развивать собственную сеть.

Скажем сразу: да, правильные модели-франшизы именно так и работают. В идеале продажа права на использование бренда выгодна и покупателю, и продавцу. Причем каждая новая продажа франшизы работает на бренд — ведь, упрощенно говоря, представительства этого бренда возникают все в новых и новых местах, что ведет к большей узнаваемости и захвату новых территорий (термины могут быть разными). Обладатель прав на франшизу получает новых партнеров, а не новых конкурентов. Мало того: чем больше договоров франшизы заключается, тем больше возникает возможностей для новых продаж. На местах могут появляться мастер-франчайзи (как бы региональные дилеры), и система становится еще более разветвленной.

Каждая из точек генерирует прибыль и, в зависимости от принятой в сети схемы, платит определенный процент от этой прибыли управляющей компании. Все потоки стекаются в одну реку, и река становится полноводнее. Причем мелким локальным источникам, стартапам, соперничать с ней становится все труднее (что мы видим в последнее время на примере ретейла). С учетом того что франчайзинг как бизнес-модель появился в России по факту всего лет двадцать назад, насыщения рынков еще не произошло, и перспективы здесь практически радужные. Но не все происходит так просто, как мы только что описали.