РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Какие уроки стоит извлечь инвесторам из провалов 2019 года

Инвестиции Цифровизация Статьи Bloomberg
Сразу для нескольких стартапов выход на IPO в 2019 году оказался весьма болезненным или и вовсе обернулся оглушительным провалом. Чтобы избежать подобного, инвесторам стоит обратить внимание на несколько нюансов, в том числе и на географический фактор
Фото:Zuma / ТАСС
Фото: Zuma / ТАСС

В 2019 году для многих компаний-«единорогов» встреча с реальностью закончилась плачевно. Оценка стоимости Uber стала значительно скромнее после проведения IPO. То же произошло и с Lyft, ее главным конкурентом: став публичными компаниями, вместе они подешевели более чем на $40 млрд. Сеть коворкингов WeWork (пожалуй, самый громкий провал года) подешевела на такую же сумму еще до выхода на биржу. Не оправдались и надежды нигерийского маркетплейса Jumia, оценочная стоимость которого снизилась вдвое через шесть месяцев после размещения акций.

В 2020 году многие другие крупные компании также собираются выйти на IPO: среди них Airbnb, сервис для управления разработкой программного обеспечения Gitlab, китайский такси-сервис DiDi. И из неудач 2019 года инвесторы и аналитики могут извлечь два главных урока. Во-первых, не стоит пренебрегать давно проверенными методами и тщательным анализом, оценивая стоимость стартапа. Во-вторых, нужно корректировать оценку в соответствии с географическим охватом компании. Для большинства технологических стартапов не существует границ, но не стоит забывать, что условия для ведения бизнеса (в особенности цифрового бизнеса) в одной стране могут значительно отличаться от условий в другой.

Лавочка закрывается: инвесторы больше не верят в громкие IPO
Инвестиции Менеджмент Статьи Bloomberg
Фото:Ted Shaffrey / AP

Многие инвесторы при оценке стоимости диджитал-компаний слишком уж полагались на опыт и тренды рынка США. Такие фирмы очень быстро выходят на глобальный уровень. Но скорость роста их стоимости зависит от изменений в сферах политики, права, в инфраструктуре и потребительских привычках населения той или иной страны. Uber присутствует уже в 85 странах, WeWork ― в 37, а Airbnb так и вообще в 191. Когда масштаб так велик, для точного подсчета уже недостаточно базовых правил.

Хороший пример ― Индия. На первый взгляд все прекрасно: 293 млн активных интернет-пользователей только среди городского населения ― это большой рынок. Но при этом технологическим стартапам приходится в регионе непросто. Резервный банк Индии ввел правила, согласно которым данные индийских пользователей онлайн-платформ должны оставаться внутри страны. Индийское правительство хочет обязать соцсети и сайты e-commerce просматривать сообщения, следить за их отправителями и даже удалять «неприемлемый» контент. Закон, недавно принятый парламентом, дает государственным структурам право нарушать конфиденциальность во имя национальной безопасности.