РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Восемь простых защит от киберворов: как бизнесу избежать утечки данных

Финансы IT Инструкции
Личные данные клиентов компаний периодически попадают в открытый доступ. Максим Солнцев, председатель правления СДМ-банка, рассказывает о том минимуме, который должен знать любой предприниматель, чтобы обезопасить свой бизнес
Фото: DPA / Picture Alliance / ТАСС
Фото: DPA / Picture Alliance / ТАСС

Проблема утечки данных актуальна для компаний любых размеров. И, как мы видим, проблемы только усугубляются. Но если в крупных корпорациях о безопасности заботятся целые подразделения, то у малого и среднего бизнеса ресурсов на это куда меньше.

Неприятности может принести не только утечка персональных данных клиентов. Проблемы могут быть из-за того, что в чужие руки попадут финансовая информация, условия коммерческих договоров, клиентская база в конце концов. Обладать информацией о ком-то в наше время — это нередко серьезное конкурентное преимущество. И, к сожалению, некоторые не гнушаются получать эту информацию преступным путем.

Поэтому любому предпринимателю стоит начать с того, чтобы самому быть в курсе всего, что происходит в этой области, — какие есть угрозы и методы защиты от них, а также интересоваться опытом разных компаний, удачным и не очень.

При скромных ресурсах у малого и среднего бизнеса в вопросах безопасности есть два преимущества:

  • выше управляемость;
  • интерес теневых структур ниже.

Поэтому для МСБ вполне подойдут простые правила безопасности. Соблюдая их постоянно, предприниматель может обеспечить должный уровень безопасности и собственных данных, и данных своих клиентов.

Важно понимать, что одного конкретного рецепта защиты нет. Это всегда комплекс мер. Приведу восемь основных.

1. Не экономьте на антивирусе

Интернет — самый очевидный и самый крупный канал утечки данных малого и среднего бизнеса. Затевать целую «операцию по внедрению» ради кражи данных у малого предприятия вряд ли кто-то будет. А вот взломать компьютер или запустить стандартный вирус злоумышленники могут запросто, особенно если техника плохо защищена.

Поэтому стоит тренировать полезную привычку — регулярно обновлять антивирус для всех компьютеров в организации. Программы для этого лучше выбирать лицензионные, которые разработчики постоянно обновляют. Стоят они недорого, в пределах 1–2 тыс. руб. в год на одно рабочее место. Но это лучшая из возможных защит от наиболее распространенных вредоносных программ.

2. Не держите данные на сервере с выходом в интернет

Не следует держать чувствительные данные на сервере, который имеет выход в интернет. Перенесите их в защищенную внутреннюю сеть компании.

3. Помните про человеческий фактор

Человеческий фактор — составляющая, которую надо учитывать, несмотря на повсеместную цифровизацию и роботизацию.