РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

У нас свой тип кризиса лидеров: Джон Хеннесси — о бизнесе в Долине

Менеджмент Статьи РБК
О том, с чего начинаются великие стартапы, как компаниям удается оставаться инновационными, и как упражняться в скромности руководителям — в подборке высказываний председателя совета директоров Alphabet и автора книги «Принципы лидера» Джона Хеннесси
Фото: David Paul Morris / Bloomberg
Фото: David Paul Morris / Bloomberg

«РБК Pro» запустил серию статей о самых неординарных современных зарубежных и отечественных предпринимателях и топ-менеджерах и тех принципах управления бизнесом, людьми и собственной жизнью, которым они следуют.

Джон Хеннесси — американский ученый, предприниматель. Председатель совета директоров Alphabet (материнская компания Google), до 2016 года был президентом Стэнфордского университета. Автор книги «Принципы лидера».

Степень бакалавра по электротехнике получил в Университете Вилланова (Пенсильвания), степень магистра и PhD в области компьютерных наук — в Университете Стоуни-Брук (Нью-Йорк).

По словам Джона Хеннесси, встреча с разными людьми — лучшее, что случается с ним в течение дня. При этом худшим обстоятельством он считает невозможность собственного клонирования, чтобы появилось еще немного времени. Он сожалеет о том, что никогда не жил и не учился за границей. А больше всех его восхищает Авраам Линкольн — он руководил США в один из самых сложных периодов и смог остаться верным своим моральным принципам.

Неактуальные лозунги

В Кремниевой долине, по мнению председателя совета директоров Alphabet, особый тип кризиса лидеров. Лозунги типа «Двигайтесь быстро и меняйте что-то» актуальны для небольших компаний. Гигантам вроде Facebook, Google и Twitter пора думать о чем-то большем. Краткосрочное мышление, которое входит в технологический сектор, может привести к серьезным ошибкам.

Компания может быть инновационной без внутреннего отдела R&D, убежден Хеннесси, приводя в пример технологичную Cisco, членом совета директоров которой он является. Успех этой компании обусловлен тем, что Cisco находит компании, в которых уже есть команды с хорошими идеями. Эти команды выделяют и находят для их самостоятельной деятельности инвестиции (примерно так, как это делают венчурные инвесторы). После выпуска рабочей версии продукта команды возвращаются на место.

Скромность — основа эффективного лидерства

Большинство считают, что главное качество лидера — уверенность. В этом есть правда, вряд ли кто-то захочет следовать за тем, кто не понимает своих возможностей и планов. Но настоящая уверенность — подлинное (не ложное и показное) осознание собственных сил и характера — берет начало в скромности. Самоуверенность, по версии Хеннесси, отражает исключительно сильные качества человека, но не учитывает его слабости или чужие преимущества, и поэтому подвергает его риску допустить ошибки. Скромность, напротив, указывает на источники слабостей. Таким образом, она помогает исправить эти слабости и дает возможность «заработать право на уверенность».