Материал раздела Основной
Иван Утенков

Почему в цветочной отрасли не хватает квалифицированных кадров

Почему наем высококвалифицированных кадров остается одной из главных проблем цветочной отрасли и как нечистые на руку сотрудники обманывают покупателей и владельцев бизнеса
Фото: Katy Anne / Unsplash
Фото: Katy Anne / Unsplash

По объему импорта срезанных цветов в штучном выражении Россия входит в шестерку мировых стран-лидеров после США, Германии, Нидерландов, Великобритании и Франции. По прогнозам BusinesStat, в 2019–2023 годах, импортные поставки срезанных цветов в Россию будут расти на 0,5–4,4% в год и достигнут к концу периода 1,53 млрд штук.

В конце августа 2019 года аналитики консалтинговой компании «Логистика.Бизнес.Решения» прогнозировали, что общий объем цветочного рынка России по итогам 2019 года увеличится на 5–10% по сравнению с 2018 годом, до $194 млн.

Три проблемы рынка

Цветочный бизнес отличается ярко выраженной сезонностью. Основная доля продаж приходится на праздничные месяцы: февраль, март, сентябрь и декабрь. Но делать точные прогнозы по продажам сложно. К примеру, День знаний теряет актуальность: у нас в сети в последние два года продажи 1 сентября падали на 10–15% по сравнению с предыдущими годами. В День матери спрос на цветы, наоборот, рос. При этом изменился не только сезонный спрос — по моим наблюдениям, потребители стали покупать больше цветов, но по меньшей стоимости. Люди предпочитают тратить деньги на недорогие цветы, такие как хризантемы, отказываясь от пышных составных букетов.

Можно выделить четыре проблемы цветочной отрасли:

Проблема № 1. Цветы — скоропортящийся товар. Если хранить и транспортировать их неправильно, это может привести к браку и потере прибыли.

Проблема № 2. Импортозамещение в цветочной отрасли, к сожалению, отсутствует. Самая большая доля в импорте цветов в штучном выражении приходится на розы. Основной объем поставок роз идет из Эквадора, Колумбии и Перу. Иногда у собственников бизнеса возникают проблемы с денежными переводами в эти страны. Переводы в Латинскую Америку могут вызывать подозрение у контролирующих органов.

Проблема № 3. Одной из ключевых проблем для участников отрасли остается наем персонала. Несмотря на обилие курсов, на которых обучают искусству составления букетов, найти сотрудников, разбирающихся в сортах цветов и технологических моментах, сложно.

Проблема № 4. Воровство сотрудников.

Я хочу остановиться на последних двух проблемах подробнее.

Рекомендуем
Эмоциональный интеллект: как понимать себя и других
Научитесь экологично выражать свои эмоции — на интенсиве РБК Pro
Пройти интенсив

Почему цветочникам так трудно найти высококвалифицированных сотрудников