РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Иван Утенков

Почему в цветочной отрасли не хватает квалифицированных кадров

Менеджмент Статьи РБК
Почему наем высококвалифицированных кадров остается одной из главных проблем цветочной отрасли и как нечистые на руку сотрудники обманывают покупателей и владельцев бизнеса
Фото: Katy Anne / Unsplash
Фото: Katy Anne / Unsplash

По объему импорта срезанных цветов в штучном выражении Россия входит в шестерку мировых стран-лидеров после США, Германии, Нидерландов, Великобритании и Франции. По прогнозам BusinesStat, в 2019–2023 годах, импортные поставки срезанных цветов в Россию будут расти на 0,5–4,4% в год и достигнут к концу периода 1,53 млрд штук.

В конце августа 2019 года аналитики консалтинговой компании «Логистика.Бизнес.Решения» прогнозировали, что общий объем цветочного рынка России по итогам 2019 года увеличится на 5–10% по сравнению с 2018 годом, до $194 млн.

Три проблемы рынка

Цветочный бизнес отличается ярко выраженной сезонностью. Основная доля продаж приходится на праздничные месяцы: февраль, март, сентябрь и декабрь. Но делать точные прогнозы по продажам сложно. К примеру, День знаний теряет актуальность: у нас в сети в последние два года продажи 1 сентября падали на 10–15% по сравнению с предыдущими годами. В День матери спрос на цветы, наоборот, рос. При этом изменился не только сезонный спрос — по моим наблюдениям, потребители стали покупать больше цветов, но по меньшей стоимости. Люди предпочитают тратить деньги на недорогие цветы, такие как хризантемы, отказываясь от пышных составных букетов.

Можно выделить четыре проблемы цветочной отрасли:

Проблема № 1. Цветы — скоропортящийся товар. Если хранить и транспортировать их неправильно, это может привести к браку и потере прибыли.

Проблема № 2. Импортозамещение в цветочной отрасли, к сожалению, отсутствует. Самая большая доля в импорте цветов в штучном выражении приходится на розы. Основной объем поставок роз идет из Эквадора, Колумбии и Перу. Иногда у собственников бизнеса возникают проблемы с денежными переводами в эти страны. Переводы в Латинскую Америку могут вызывать подозрение у контролирующих органов.

Проблема № 3. Одной из ключевых проблем для участников отрасли остается наем персонала. Несмотря на обилие курсов, на которых обучают искусству составления букетов, найти сотрудников, разбирающихся в сортах цветов и технологических моментах, сложно.

Проблема № 4. Воровство сотрудников.

Я хочу остановиться на последних двух проблемах подробнее.

Почему цветочникам так трудно найти высококвалифицированных сотрудников

1. Отсутствие качественных обучающих курсов.

В Москве и регионах действует множество флористических школ. Сроки обучения в них разные — в основном курсы длятся от трех дней до месяца. Стоимость месячного курса может доходить до 100 тыс. руб. Однако найти школу, которая выпускает действительно знающих специалистов, сложно.

Студентов большинства курсов учат складывать один красивый цветок к другому, не давая глубоких знаний колористики, сортировки растений и их особенностей в зависимости от страны происхождения. Последний момент крайне важен: от сорта и ростовки цветка зависит его вазостойкость — то, сколько дней срезанный цветок будет сохранять товарный вид.

Флорист должен разбираться во многих нюансах. К примеру, страна происхождения розы — Эквадор. В Эквадоре есть плантация Rosa Prima. Она включает плантации категории А и Б. В категории А есть плантации, которые располагаются на высоте 2,5 и 2,8 тыс. метров над уровнем моря. Чем выше плантация, тем лучше на ней цветы. На плантации, которая находится на высоте 2,5 тыс. метров, растет 700 сортов роз, у них восемь ростовок — у каждой разная вазостойкость, а также разный технологический процесс приемки и эксплуатации.

Сложно найти школу флористики, где студентов бы обучали технологическим процессам приемки и подрезки цветка, уходу за ним, правильной выкладке, особенностям продажи — всем этим навыкам практически не учат.

Кроме того, большинство школ флористики не уделяют внимания тому, как устроен цветочный бизнес, и как на нем зарабатывать.